Моя книга про детей задерживается, но вот вам кусочки из нее.
ЧТО ОБЩЕГО МЕЖДУ ПОМОЙКОЙ И КОМНАТОЙ ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА
Много лет тому назад я прочитал книгу замечательного детского психолога Марии Владимировны Осориной «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых», и книга помогла мне понять, как мало я понимаю в мире детей.
Прошло много лет (книга издана двадцать лет тому назад), но мне почему-то больше всего запомнилась глава «Чем привлекательна для детей свалка». Мария Владимировна так точно описала чувства и мысли ребенка на помойке, что она будто заглянула мне (маленькому мальчику) в голову.
Помойка и свалка для большинства детей — место очень притягательное. Но почему? Во-первых, потому что это место запретное, оно является изнанкой взрослого мира. Взрослый мир старается повернуться к ребенку своей лицевой стороной, но чем старше становится ребенок, тем чаще он начинает подозревать за этим фасадом теневую часть жизни. И помойка здорово помогает увидеть то, что прячется взрослыми в обычной жизни.
Во-вторых, помойка позволяет ребенку и подростку легко выплеснуть наружу свою агрессивность и деструктивность. Все те предметы, вещи, игрушки, которые в обычной жизни нужно беречь и хранить, здесь можно безнаказанно бить, ломать и уничтожать.
Этим очень часто пользуются дети с эмоциональными проблемами. Заметив у своего ребенка избыточную страсть к разрушению «ничейных» предметов, родителям важно обратить на это внимание и обратиться за советом к психологу.
Комната хорошего психолога — эта та же помойка и свалка сотен разнообразных предметов, которые можно свободно трогать, брать, играть и иногда даже ломать. Для проработки внутренних проблем, обид, злости, агрессивности имеются так называемые неструктурированные материалы — глина, песок, вода. Эти материалы можно мять, давить, бросать, плескать — они легко принимают на себя даже самые грубые воздействия ребенка.
Мария Владимировна правильно замечает, что даже взрослые люди в семейной жизни, чтобы случайно кого-нибудь не убить, часто начинают стирать, строгать или пилить что-нибудь, чтобы не пилить кого-нибудь.
Мне так удивительно было читать ее волшебно точное сравнение помойки и детского кабинета психолога, что я на всю жизнь полюбил Марию Владимировну Осорину, чего и вам желаю.