История отношений Турции и Россией за более чем пять столетий помнит около полутора десятков войн между соседями. Между государствами всегда существовало напряжение, так как часто сталкивались геополитические интересы двух стран, также важную роль играло и различие в вероисповеданиях. И был у Турции вассал на северном побережье черного моря - Крымское ханство, которое своими опустошительными набегами донимало южную Россию с 16 по конец 18 века, пока Екатерина Вторая в 1783 году не присоединила ханство в состав России.
И вот в один из таких набегов в 1634 году попал в плен к татарам русский стрелец Иван Семенович Мошкин. Как обычно бывало в то время, большинство рабов продали в Турцию. Часть невольников турки перепродавали, а молодых и сильных оставляли работать гребцами на галерах. На такое судно в 1635 году и попал Мошкин.
Семь долгих лет Иван Семенович работал на корабле, вместе с ним пахали еще 280 рабов, из которых 200 были русскими. Нечеловеческие условия труда, жестокое обращение, наказания, вплоть до казни, за малейшую провинность не сломили духа пленников. Они вынашивали план побега и лишь ждали удобного случая.
Такой случай представился летом 1642 года, когда турки осадили крепость Азов. Во время осады Мошкин подговорил товарищей понемногу воровать порох и складывать его на кухню, где за ним присматривал один из заговорщиков Микула.
В итоге турки так и не взяли Азов и направились к Константинополю, однако командующий галерой Анти-паша Мариоли не захотел сразу заходить в городскую гавань, а решил некоторое время постоять на якоре в сторонке, дабы переждать гнев султана Ибрагима Первого. Этим то и воспользовались бунтовщики во главе с Иваном Мошкиным.
Глубокой ночью они взорвали заготовленный заранее порох, тем самым убив несколько десятков янычар, и вступили с оставшимися в рукопашную схватку. Пленники бились отчаянно и с непоколебимой верой в свои силы, ведь они знали, что это реальный шанс получить свободу, а если они не смогут, то их ожидает жестокая казнь. Турки попытались оказать сопротивление, но несмотря даже на наличие сабель, которые были далеко не у всех восставших, полностью проиграли бой. Мошкин лично вспорол Анти - паше живот, сам был ранен, но продолжал руководить бунтом. При этом погиб всего один раб, а двадцать были ранены.
Далее предстоял долгий путь домой. Корабль с бывшими невольниками прошел через Дарданеллы в Средиземное море и вскоре прибился к берегам Сицилии, которая принадлежала Испании. Испанцы предложили путникам поступить на службу к испанскому королю за огромное по тем временам жалование, на что получили отказ. Тогда испанцы ограбили галеру путешественников, в которой лежала крупная добыча турков, а самих их отпустили.
Мошкин с отрядом, проходя через Италию, удостаивался личной аудиенции с Папой Римским Урбаном Седьмым, который обеспечил странникам безопасный проход через католические страны в родные края. Помогал Мошкину и австрийский император и хотел нанять его на службу, предлагая личное поместье во владение. Проходя через территорию Польши, которая на тот момент враждовала с Россией в рамках Тридцатилетней войны, на удивление, путники не почувствовали никакого негативного отношения к себе, при этом Польский король даже оказал посильную помощь.
На Родине пленников встретили тепло. Царь Михаил Федорович, вернул всех на службу, выдал денежное вознаграждение и отправил на семинедельное исправление к патриарху, так как отряд побывал на приеме у католического Папы.