1,2K подписчиков

История такси в России: извозчики

722 прочитали
Я часто пишу о будущем и делаю какие-то прогнозы, но невозможно размышлять о будущем, не зная прошлого. Планирую выпустить несколько материалов на тему истории такси в России.

Я часто пишу о будущем и делаю какие-то прогнозы, но невозможно размышлять о будущем, не зная прошлого. Планирую выпустить несколько материалов на тему истории такси в России. В первой части расскажу о извозчиках, затем о первых машинах с таксометром, а в последней про такси с конца войны по наши дни

Появление извозчиков

Первые профессиональные извозчики появились в России в середине XVII века. Уже тогда были не только пассажирский извоз, но и грузовой. Во времена Российской Империи позволить личный экипаж мог позволить далеко не каждый, поэтому люди постоянно ходили пешком или пользовались услугами извозчиков.

Количество профессиональных извозчиков в Москве росло вместе с развитием города, хотя достаточно медленными темпами. В середине XVII века в столице было около двух тысяч извозчиков, в 1775 — примерно пять тысяч, а в 1838-м около восьми. Пиковый показатель был достигнут в 1901 году — тогда в Москве была 91 тысяч извозчиков. 

Ближе к началу Первой мировой войны количество пассажирских извозов начало сокращаться. Извозчиков и лошадей забрали на фронт. После Октябрьской революции количество экипажей не вернулось к прежним объёмам. Совсем извозчики пропали с улиц в 1930-х.

Кто работал в извозе

Я часто пишу о будущем и делаю какие-то прогнозы, но невозможно размышлять о будущем, не зная прошлого. Планирую выпустить несколько материалов на тему истории такси в России.-3

В основном извозчиками были крестьяне, которых посылали в город их хозяева. Крестьяне приезжали в город и начинали работать на извозчичий двор. Там им давали «закладку» — экипаж, лошадь, сбрую и форму. В извозчичий двор крестьяне жили и спали. 

В среднем ежемесячное жалование извозчиков составляло 8 рублей. Ежедневно они отдавали своему начальнику около 4 рублей. Доход извозчиков зависел от многих факторов — квалификация, город, извозчичий двор и экипаж.

Были и частные извозчики. Они работали на себя и имели собственную «закладку». Правда к концу XIX века частные извозчики практически пропали с улиц Петербурга. Дело в том, что власти ввели закон, по котором пассажирским извозом могли заниматься только с крытыми дорогими экипажами. Многие частники просто перешли на работу в извозчичий двор.

Извозчики могли работать в дневную или ночную смены. Дневная длилась с 11:00 до 4:00, а ночная с 22:00 до 17:00.

Сколько стоил проезд

Оплата была фиксированной и зависела от времени в пути. Поездка в одноконной пролётке стоила от 50 до 60 копеек в час, а в карете и ладно рубль. Экипажи и сани, запряжённые тройками, нужно было заказывать отдельно и договариваться о цене. В праздники и выходные услуги извозчика стоили заметно дороже. 

Извозчики достаточно часто обманывали пассажиров, прибавляя время. Власти Петербурга достаточно долго планировали ввести аналог современного таксометра, который позволил бы исключить подобные инциденты. Однако их ввели только в начале прошлого столетия. Таксометры крепились у сиденья извозчика и помечали красным флажком.

Правила для извозчиков

  • Все извозчики и кучера обязаны исполнять распоряжения полиции и незамедлительно останавливаться по первому требованию. За нарушение полагался штраф до 500 рублей и арест до трёх месяцев.
  • Не ездить по улицам города тройкой или четвёркой в ряд. Использовать только пригодные экипажи.
  • Стоять только на специально обозначенных местах
  • Держаться обязательно правой стороны и ездить умеренной рысью
  • Предупреждать окриком окружающий и пешеходов 
  • Уступать дорогу всем процессиям, пожарным обозам, проходящим частям войск, партиям арестованных
  • Не оставлять лошадей без надзора и не привязывать их к тумбам, фонарям столбам и перилам
  • Возить поднятых на улицах заболевших, ушибленных, потерявших сознание, скоропостижно умерших, а также полицейских, преследующих преступников
  • Не ездить по линиям трамваев
  • Быть не младше 18 и не старше 60. Не быть слепым и глухим.
  • Быть трезвым

Вот и всё, что я хотел рассказать о извозчиках. В следующих раз напишу о первых настоящих такси, упадке после Революции и возрождении в 30х годах.

А вы бы хотели прокатиться в карете по Петербургу позапрошлого века?

______________________________

Поставьте, пожалуйста, лайк публикации, если вам она понравилась! Спасибо за прочтение! Мои статьи также можно читать в VK.