Из интересных мест на нашем пути был только астраханский вододелитель, главная цель которого – распределение вод ниже по течению, в дельте Волги в те годы, когда из-за слабого паводка воды в реке было мало. Чуть выше по течению от вододелителя от Волги отделяется река Бузан, которая была важна из-за нереста ценных (в том числе осетровых) пород рыб, вот туда и направлялась вода. Однако за всё время своего существования вододелитель работал лишь 6 раз: в 1977, 1978, 1982, 1983, 1988 и 1989 годах, при этом общая продолжительность его работы составила 160 дней. Как правило вододелитель работал в течение 20-30 дней в конце половодья, когда уровень воды начинал снижаться. В 90-е о нормальном водообеспечении дельты Волги мало кто заботился, да и вода особо не требовалась – системы орошения приходили в негодность. В 2006 году, когда снова выпал маловодный год, были планы запустить астраханский вододелитель, но обслуживающий персонал констатировал изношенность и аварийность оборудования. К тому же не хватало финансирования для обследования дна шлюза и приведения объекта в рабочее состояние. Сейчас здесь реализуют проект по выращиванию рыб, в том числе осетровых пород, а вододелитель остался памятником советских масштабных проектов, аналогичным «Поворотом северных рек»....
Путешествие по реке интересно своими пейзажами, открывающимися за каждым поворотом фарватера – они всегда неожиданны и никогда не повторяются. Пару раз мы проскакивали поворотные буи, и тут же эхолот призывал нас вернутся на фарватер (видимо судоходный ход еще удается поддерживать в рабочем состоянии, а чуть в стороне река делает свое дело и намывает песчаные отмели в самых неподходящих местах и, главное, очень быстро). Жизнь на лодке протекала размеренным путем – подъем, кофе, вахта, завтрак, сон, опять подъем, обед, вахта, отдых, ужин, снова сон, и так по кругу. Жизненный цикл поддерживал наш кок – Рома, иногда ему помогала моя жена, которая была в этом рейсе с нами. Меньше чем за неделю мы добрались до входа в Волго-Донской канал, который расположен южнее Волгограда. Подошли мы к вечеру, но еще не стемнело, и стали искать ночевку.
В местечке Сарепта (см. карту) обнаружили пару дебаркадеров с пришвартованными к ним «Ярославцами» и речными трамвайчиками – испросили разрешения присоединиться, и встали к одному из них лагом. Мужики денег за стоянку не взяли и даже предложили своего водителя на Газели съездить на заправку и в магазин, за «топливом» для двигателей и экипажа, а воду набрали в баклашки на колонке по пути. По прибытии полной Газели на берег, встала проблема переправить все это на яхту – выручил тузик, который раз пять курсировал между берегом и катамараном. Пока мужская часть экипажа была занята погрузочно-разгрузочными работами, жена покормила местную кошку и за разговором с хозяином дебаркадера, договорилась о теплом душе на берегу, чтобы не тратить воду, таким трудом доставленную на лодку. В общем сытые и мытые мы приготовились к завтрашнему визиту в администрацию «Волго-Дона». (продолжение следует).