Найти тему
Galim Aldamzharov

Борьба с коррупцией -"сизифов труд"

Немалая часть представителей правящего класса (подчеркну, не элиты, это слово имеет совсем другой смысл), большинства постсоветских государств по своему мировоззрению, мотивационным принципам похожи друг на друга, как клоны.

Особенно, в стремлении к личному обогащению с использованием должностных полномочий, вопреки служению народу.

Интересное совпадение: недавно, если я не ошибаюсь, депутаты Государственной Думы исключили из вопросов, предлагаемых к всенародному обсуждению по изменениям в Конституцию РФ, предложение о том, что государственные служащие и приравненные к ним по статусу лица, не должны иметь за рубежом недвижимость и счета в банках, а также гражданство.

Именно в это же время казахстанские депутаты Парламента отказали во внесении в Закон о противостоянии коррупции статью о незаконном обогащении чиновников, которая была предложена общественными деятелями.

Хотя, недавно избранный Президент РК К-Ж.Токаев в своём первом Послании народу назвал коррупцию трагедией общественного сознания.

Сказано жестко, но верно.

В прошлом году американские учёные проводили исследования поколения «Z» - молодых людей, родившихся после обретения Независимости.

Больше всего заокеанские эксперты были поражены тем фактом, что большинство представителей этого поколения воспринимали коррупцию, как нормальное явление, более того, считали её обязательным условием достижения успеха.

Всё началось в «лихие», а для кого-то «святые», 90-е годы, когда, как ненужное, были выброшены на свалку не только нормы морали, но и права.

Под негласными лозунгами «обогащайся, как можешь» и «если нельзя, но очень хочется, то можно» стало нормальным явлением покупать дипломы, звания, должности, побеждать на тендерах и госзаказах, добиться нужного решения в исполнительных органах и судах.

За одно стали покупаться честь, совесть, ценности традиций и национального менталитета.

Коррупция была и будет, пока в человеке есть и высокое, и низменное.

Но она не должна разрастаться до таких размеров, когда возникает непосредственная угроза интересам, безопасности и развитию государства.

Поэтому в западных странах так болезненно и принципиально, как верующий к Священному писанию, относятся к соблюдению законов, потому что понимают: в ином случае наступает хаос, беспредел и разложение.

Можно ли, если не победить, то хотя бы загнать коррупцию в определённые рамки?

Например, узаконить 20-ую статью «Незаконное обогащение» Конвенции ООН о борьбе с коррупцией, которая гласит: «признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно: незаконное обогащение, т.е. значительное увеличение активов публичного лица, превышающее его законные доходы, которые оно не может разумным образом обосновать».

Кстати, данную статью не ратифицировали большинство постсоветских стран, в том числе Россия и Казахстан. Догадайтесь, почему?

В развитых странах каждую дорогую покупку надо обосновать источниками доходов, поэтому у них не бывает ситуаций, когда чиновник с небольшой зарплатой покупает огромный особняк и оформляет его в собственность своей родни. И не бывает, чтобы у бедного по официальным данным чиновника, жена была баснословно богата, потому что имеет гениальный предпринимательский талант.

Без политической воли, призывами и полумерами коррупцию не победить. И почти 30-летняя борьба тому подтверждение.

Невольно вспомнился Сизиф, по древнегреческой мифологии строитель и царь, после смерти приговорённый богами катить на гору в Тартаре тяжёлый камень, который, едва достигнув вершины, раз за разом скатывался вниз.

К сожаленью, без решительной политической воли борьба с коррупцией в наших странах носит скорее демонстрационный характер и, своей бесконечностью и безрезультатностью напоминает «сизифов труд».

Кстати, Сизиф согласно Гомеру, был мудрым, но порочным и корыстолюбивым человеком, который первым из людей воспользовался коррупционными задатками.

Судя по всему, у нас много его последователей, но не хватает бескомпромиссных богов.