Архивы – это хранители истории! В них можно найти массу полезной и даже уникальной информации. В случае с журналом «Гражданская авиация» это «летопись» нашей авиаиндустрии. Мы будем публиковать статьи из прошлого с интересными событиями, датами и достижениями, сохраняя стилистику того времени. Сегодня представляем Вашему вниманию публикацию о беспосадочном перелете Москва — Северная Америка (по маршруту Москва — Новгород — Хельсинки — Тронхейм — Исландия — мыс Фарвель (южная оконечность Гренландии) — остров Мискоу) протяжённостью 8000 километров.
Советская авиация одержала новую блистательную победу. Сталинские соколы, товарищи Владимир Коккинаки и Михаил Гордиенко, за 23 часа перелетели из Москвы в Северную Америку по кратчайшему пути — по ортодромии — через Атлантический океан.
Значение этого перелета огромно- Он лишний раз показал всему миру, на какой высокой ступени стоит мастерство советских летчиков и штурманов и как высоко качество продукции нашей авиационной промышленности.
Как известно, метеорологическая обстановка не благоприятствовала полету, в особенности в районе Лабрадора и залива Св. Лаврентия. Товарищам Коккинаки и Гордиенко пришлось преодолевать циклоны, предупреждать возможность обледенения и почти «все время лететь вне видимости горизонта, в облаках, по приборам и на большой высоте. На последнем .этапе перелета уже над Северной Америкой мощная облачность заставила героический экипаж самолета «Москва» подняться до 9000 метров в субстратосферу.
Несмотря на огромные трудности перелет все время шел очень хорошо. Радиотелеграммы с борта «Москвы» заканчивались ставшими «историческими со времени перелета товарищей Чкалова, Байдукова и Белякова по Сталинскому маршруту словами: «Все в порядке».
Моторы, вспомогательные агрегаты, радиоприборы, кислородное оборудование — в течение всего полета работали безотказно. Средняя скорость полета была около 350 километров в час.
Туманы в районе Бостона и Нью-Йорка закрыли для героических летчиков аэродромы, сильный мороз на высоте вывел из строя радиополукомпас, и товарищу Коккинаки пришлось вернуться к заливу св. Лаврентии и совершить вынужденную посадку на острове Мискоу в западной части этого залива. Несмотря на темноту — ночь уже наступила,— эта вынужденная посадка привела лишь к незначительным поломкам машины — поломкам винтов и рамы правого мотора. Тов. Коккинаки мастерски приземлился на болотистом, покрытом кочками берегу незнакомого острова.
До героического перелета «Москвы» из Европы в Америку через Атлантику не было совершено ни одного удачного беспосадочного полета. Это обстоятельство порождало «теории», что в западном направлении из Европы невозможны длительные беспосадочные полеты в связи с тем, что над Атлантикой, как правило, дуют сильные ветры западных направлений.
Перелет «Москвы» доказал полную возможность такие перелеты по кратчайшей трассе совершать и в дальнейшем наладить регулярную воздушную связь через Атлантический океан не только по маршруту через Азорские или Бермудские острова, но и по северному сектору океана.
Сталинские соколы, товарищи Коккинаки и Гордиенко, проявили себя как подлинные новаторы в деле завоевания новых воздушных трасс. Слава им!
Журнал «Гражданская авиация» №5, 1939 г.
В тексте сохранены орфография и пунктуация того времени