Найти в Дзене
Фонд "Выход"

Место для самостоятельной работы ребенка с аутизмом

Системы для самостоятельной работы – это метод, поддержанный научными исследованиями.

Детям с аутизмом и многими другими особенностями бывает сложно научиться делать домашние задания или в принципе заниматься полностью самостоятельно. Учительница с большим опытом работы с детьми с аутизмом рассказывает, как можно использовать на дому такой метод как «система для самостоятельной работы».

Преимущества системы для самостоятельной работы:

- Системы для самостоятельной работы – это метод для детей и взрослых с аутизмом, который поддерживается данными научных исследований. Тем не менее, они могут быть полезны для любого ребенка, который нуждается в четкой структуре, чтобы работать самостоятельно без постоянных инструкций взрослых.

- Большинству детей полезна структура в окружающей обстановке.

Когда мой сын начал посещать детский сад, у него впервые появились домашние задания, так что я сделала такое структурированное рабочее место для него дома. Единственное назначение этого места у нас дома – выполнение домашних заданий.

Классы для детей с особыми потребностями часто используют те или иные вариации таких систем, чтобы научить учеников работать над заданиями самостоятельно и обеспечить им понятную и четкую структуру во время работы.

Я хочу поделиться с вами этой техникой и показать, как просто создать и поддерживать такое рабочее место дома. Даже если у вас нет поведенческого терапевта или другого специалиста, который работает с ребенком на дому, вы можете создать такую систему просто переставив немного мебель и сделав небольшой заказ в магазине канцтоваров.

Необходимые материалы

- Стол и стул для ребенка.

- Журнальный столик или полки для ящиков (у меня это маленький красный столик).

- Три прозрачных пластиковых контейнера.

-2

- Разноцветные стикеры для визуального расписания. Напишите на стикерах цифры (например, 1, 2, 3) и расположите их в ряд для расписания. Если ребенок не знает цифры, вы можете просто использовать стикеры, совпадающие по цвету. Некоторым детям нужно снимать стикер, физически приклеивать его на такой же стикер на контейнере, и так они понимают, что делать сейчас. Другим достаточно посмотреть на расписание.

-3

- Коробка «все сделано» (для выполненных заданий). Я использую большую черную плетеную корзину, из тех, что часто используются для белья.

-4

На каких исследованиях основан метод

Структурированные системы для самостоятельной работы изначально относятся к подходу TEACCH. Это подход помощи людям с аутизмом, который был разработан доктором Эриком Шоплером в 1972 году.

В рамках TEACCH используется так называемое «структурированное обучение», которое основано на особенностях обучения людей с аутизмом. В частности, в TEACCH учитывается, что дети с аутизмом часто имеют очень развитое зрительное мышление, но испытывают сложности с социальной коммуникацией, вниманием и планированием последовательности действий. С учетом таких сильных и слабых сторон структурированное обучение в рамках TEACCH включает:

- Внешняя организационная поддержка, чтобы помочь удержать внимание и понять последовательность действий.

- Много зрительной и/или письменной информации, чтобы компенсировать трудности с пониманием устной речи.

- Структурированная поддержка для социальной коммуникации.

Как использовать структурированную систему для работы

- У каждого задания должно быть четкое начало и конец. Например, на рабочем листе с прописями должно быть понятно, когда работа закончена.

- Главная цель создания такой системы – приучать ребенка к полностью самостоятельному выполнению учебных заданий, которыми он уже хорошо владеет. Эта система не подходит для обучения чему-то новому для ребенка. Над новыми темами вы работаете вместе с ребенком, а в месте для самостоятельной работы он потом практикуется в них сам. Например, вы учитесь с ребенком писать букву Р. После того, как вы убедились, что он может написать ее сам, вы готовите ему пропись с буквой Р для рабочего места и кладете пропись в один из контейнеров.

- Положите материалы для каждого отдельного занятия или задания в отдельный контейнер.

- Поставьте контейнеры в ряд слева (работа располагается слева направо, как при чтении).

- Прикрепите к контейнерам стикеры, которые соответствуют таким же стикерам на расписании над рабочим столом ребенка. Ребенок снимает стикер с расписания, прикрепляет его к такому же стикеру на контейнере, достает из него материалы и выполняет задания.

- Все выполненные задания ребенок складывает в один контейнер справа. Я использую большую черную корзину для белья. Другие используют большие пластиковые контейнеры.

- Когда вы учите ребенка работать на своем новом месте, старайтесь не давать ему устных подсказок, а подсказывать физически (направляя руку) или жестом. Такие подсказки проще постепенно убрать, чтобы ребенок смог перейти к независимости.

После того как вы подготовили систему и научили ребенка ею пользоваться, то можете расслабиться на несколько минут, пока он учится работать по ней самостоятельно.

Источник: SPED Advisor