Фото позаимствовано с сайта Life is photo)
Подвиг – это поступок,
но не того человека, который способен его совершить,
а того, кто не способен, но совершает вопреки всему!
Лёнька беззаботно лежал на верхней полке плацкарта на животе, довольно поглядывая в окно. Мимо неслись березовые рощи, молодые ельники и колосящиеся поля. А он по-детски улыбался и с нетерпением ждал скорой остановки, представляя, как прогуляется пешком «часок через лесок» и войдет в знакомую калитку. Когда он рассказывал московским однокурсникам о сельской жизни, они всегда смеялись с фразы «часок через лесок». Для селян это значило – рукой подать, а для городских было равносильно тяжелому испытанию.
Позади восьмая сессия в мединституте. Теперь его ждали бабушкины пирожки с домашним творогом, сочные ягоды из палисада и огромные мясистые помидоры, которые с невероятным трепетом выращивал его дед. А еще рыбалка с друзьями детства, гонки на мотоциклах, купание в речке с местными девчонками… Конечно, и старикам поможет по хозяйству, но недельку точно побездельничает.
Он страшно уставал от мегаполиса. Веселый и добрый парень легко влился в шумную студенческую компанию. Но жизнь в городе его тяготила. Уже с сентября он начинал мечтать о следующем лете и возвращении домой. Он и учиться поехал только потому, что в его деревне никогда не было врача. В крошечном фельдшерском пункте, объединенном с аптекой, могли измерить давление, сделать жаропонижающий укол или обработать порез… С серьезными заболеваниями или травмами надо было ехать в районный центр, а это – без малого восемьдесят километров.
В аптеке был скромный ассортимент лекарств, зато всегда пахло хлоркой. Старая медсестра Анна Петровна в отсутствие пациентов без конца намывала и дезинфицировала свое царство бинтов и цитрамона. В этом казенном помещении, отделанном белым кафелем, лет тридцать не было ремонта, но благодаря усердию и чистоплотности хозяйки, оно было похоже на операционную.
Мысли и воспоминания студента прервал тяжелый скрежет тормозов поезда, Лёня лихо спрыгнул с верхней полки и, схватив рюкзак, выскочил на короткий перрон. Не успел он глубоко вдохнуть воздух своей малой родины, как услышал громкий хохот и окрик:
- Айболит приехал! Здрасти!
По перрону, широко распахнув объятия, бежал его лучший друг Васька.
- Ну, здорово, Васян! – друзья крепко обнялись. – Ты как тут очутился?
- Бабушка твоя похвасталась, я и решил тебя встретить, как дорого гостя. Врач, как никак! У папы Ниву взял по такому случаю.
- Спасибо, но еще не врач, пока только четыре курса освоил.
- Теперь любую болезнь вылечить можешь?
- Человека вылечить – это не мопед починить. Столько знать надо – караул! Но я стараюсь, хотя пятерки бывают редко. Знаешь, как профессора говорят? На пять знает только Господь Бог, профессор знает на четыре, доцент – на три, остальные баллы – студентам. Вот так я стал должником. Один экзамен на этот раз не сдал, стыдно бабушке и деду признаться.
- Ой, Лёнька, пересдашь, не переживай! Ты же по направлению учишься. Что, этот профессор вместо тебя в село лечить поедет? Нет! Всё будет пучком! Поехали!
Вася забросил рюкзак Лёни в багажник и сел за руль.
- Ну, что! Помчали? – хохотнул он и дал по газам, поднимая столбы пыли на грунтовой дороге.
В пути ребята не умолкали, рассказывали друг другу новости, вспоминали детство и много смеялись. Незаметно проехали полпути и заехали с полей на лесную дорогу.
Две глубокие колеи петляли между деревьев, ребят хорошенько трясло на колдобинах. На очередном повороте из зарослей внезапно выскочил мужик. Вася, успев ударить на педаль тормоза, громко выругался и выскочил из машины.
- Мужик, ты че?! Жить надоело? Чего под колеса бросаешься?
Из чащи вышел второй… оба были пьяны и сильно смахивали на беглых уголовников. Один из них разразился угрозами:
- Ах, ты гнида! Я тебя сейчас как куренка удавлю! Чуть не убил меня своим тарантасом!
Лёня тоже вышел из машины и встал рядом с другом, хотя и понимал, что с его скромным телосложением вряд ли сможет дать отпор кому-нибудь из этих верзил. Стало страшно.
- Вам чего надо? – продолжил задиристо Вася. Он был крупным парнем и отменным бойцом, никогда ничего не боялся.
Мужики загоготали и приостановились.
- Кулаки у нас чешутся, вот чего надо! А, может, у вас и бухло есть или бабло? Ну-ка, Петро, шманай машину, - крикнул один из них.
Вася не стал продолжать переговоры, он сделал вид, что пропускает в салон нежданного гостя и резко стукнул его открытой дверью. Тот завалился животом на водительское кресло и тут же попытался встать, но Вася мгновенно схватил монтировку и ткнул ею несколько раз в поясницу упавшему. Тот застонал и больше не колыхнулся с места.
Васька с детства занимался боевыми искусствами, отец возил его на тренировки в город за весемьдесят километров. Юный боец знал такие точки на теле человека, удары по которым могли привести к временному параличу. Так он и обезвредил первого мужика.
Второй уголовник замер в нерешительности, подходить или не стоит. Тогда Васька сам пошел к нему с монтировкой в руках. Мужик злобно зарычал и бросился в атаку. Лёня даже не рассмотрел, как все произошло. Столкновение было коротким и эффектным. Несколько красивых точечных ударов в район ключиц и грозное тело обмякло, как тряпичная кукла.
- Лёнь, возьми веревку из багажника, будем вязать, - с задором крикнул Василий.
Уже через двадцать минут Нива развернулась и повезла связанных в районный центр.
Сотрудники полиции поблагодарили ребят за смелость и помощь правоохранительным органам. Мужики оказались и правда беглыми, их взяли на краже в соседнем селе, но они сбежали по дороге в КПЗ.
После всех злоключений парни только к вечеру добрались до родной деревни. Бабушка Лёни уже успела поднять тревогу. Телефон его предательски был недоступен, а Васька, так спешил, что и вовсе уехал на встречу без теелфона, поэтому на поиски ребят вышла вся деревня.
Узнав о Васькином подвиге, все с восхищением поздравляли его отца и благодарили мать. Вот какого сына воспитали – гордость всей деревни!
Лёня тоже страшно гордился другом. И радовался, что все внимание переключилось на Васю. Он сам не любил быть в центре внимания.
Потихоньку народ разошелся, и бабушка с дедушкой наконец насладились обществом своего единственного и безмерно любимого внука.
- Лёнюшка, кушай, милый! Вот пирожки с творожком, как ты любишь, а вот пирог с капустой и грибами, дед сам по осени собирал. Огурчики бочковые, помидорчики, картошечка со сметанкой, кушай, родимый, - хлопотала бабуля, выставляя на стол деревенские лакомства.
Дед важно принес из кладовки бутылку домашней наливки.
- Давай, внучек, за ваш подвиг выпьем, ты уже взрослый!
- Да не мой же, а Васин, - возмутился по-доброму Лёня.
- Не важно! Главное, молодежь у нас растет хорошая, вот за ваши победы и выпьем, за прошлые и будущие.
На настоящей пуховой перине всегда спалось необыкновенно хорошо. А белоснежное постельное белье с ароматом лаванды уносило Лёню в мир ярких детских снов. Он видел залитое солнцем поле, там они с Васькой, совсем еще пацанята, бегали с сачками и ловили шмелей.
- Вася, Вася, смотри, какой огромный шмель – с яблоко! Беги сюда, ловить его будем! – кричал во сне босоногий Лёнька.
И вдруг, почувствовав прикосновение к плечу, он резко подскочил. Сразу пришла мысль, что он проспал на занятия. Но перед ним сидела встревоженная бабушка.
- Лёнюшка, прости, мой хороший, что разбудила тебя среди ночи. У Сапожкиных беда, поможешь?
- Что случилось? Чем я могу помочь? – не понял спросонья парень, уже натягивая штаны.
- Пойдем милый, посмотришь.
Он быстро надел майку и запрыгнув в шлепки, пошел за бабушкой. Уже на улице, он услышал приглушенные женские крики. Шагнув с улицы в тамбур фельдшерского пункта, он сразу все понял: так кричат только в одном случае – во время родов. Ноги его мгновенно стали ватными, а руки затряслись. Он как раз и не сдал акушерство на этой сессии. Что делать? Надо сознаваться сейчас, что он должник и не сможет помочь. Он никогда не принимал роды и вообще страшно боялся этого процесса.
- Лёнечка, ангел наш, помоги, пожалуйста! Катерина рожает, а ей ведь нельзя! – выскочила к нему навстречу тетя Таня, мать Катерины.
- Как это нельзя? – опешил студент-медик.
- Ей кесарево предписали, давление у нее высоченное – двести двадцать уже! – причитала сквозь слезы тетя Таня.
- Так ее в больницу надо, - начал было Лёня.
- Анна Петровна говорит, воды уже отошли, схватки короткие. Врачу звонили, сказал, что не довезем мы ее до райцентра. На разбитой дороге родит еще быстрее. Надо резать! Иначе – инсульт или еще хуже! – мать роженицы заплакала.
- Я?! – вскрикнул парень с дрожью в голосе. – Ну, Анна Петровна же здесь…
- Она поможет тебе, но резать сама боится, позабыла уже все в нашем болоте за столько лет.
Из коридора выглянула грузная Анна Петровна и без разговоров сгребла в охапку студента. На ходу натянула на него белый халат и шапочку, вымыла ему руки дезинфицирующим средством и втолкнула в процедурный кабинет. На кушетке мучилась Катя, его подруга детства, всего года на три старше Лёни. Живот был небольшой, до конца срока она почти месяц не доходила.
Увидев своего ровесника, с которым гоняли летом в казаков разбойников, роженица смутилась, но подошедшая схватка согнула ее пополам, а крик разорвал воздух, не оставив и следа от смущения.
- Лёнечка, помоги! Спаси хотя бы моего малыша, - прошептала Катя, когда схватка отхлынула. Капилляры в глазах молодой женщины полопались пучками, на лице, ногах и руках был виден сильнейший отек.
Парень не выдержал этого взгляда и мольбы – он не имеет права быть слабым, он обязан ей помочь! И вдруг что-то поменялось в его сознании…
- Анна Петровна, инструменты какие имеются, резать и шить есть чем? – начал быстро, по-деловому Лёня.
Медсестра, не смотря на свой большой вес, резво подкатила к кушетке тележку с готовыми инструментами и препаратами. Помогла Лёне надеть стерильные перчатки.
В голове шокированного студента стали всплывать и выстраиваться в систему действий обрывки лекций и учебников по акушерству. «Сульфат магния относят к токолитическим препаратам, поэтому его назначают для купирования родовой деятельности при возникновении преждевременных родов».
- Анна Петровна, ставьте капельницу с магнезией.
«Низколежащая передняя плацента создает угрозу кровотечения…»
- Результаты узи смотрели, как расположена плацента?
- Высоко, по задней стенке, - ответила медсестра, уже устанавливая катетер на запястье роженицы.
- Что есть из анестетиков?
- Кетамина немного…
«Низкие дозы кетамина внутривенно оказывают мощный анальгетический эффект. Через 2-3 мин после введения кетамина в дозе 10-15 мг возникает адекватная анальгезия без утраты сознания, поэтому препарат следует вводить непосредственно перед родоразрешением».
- Подготовьте инъекцию кетамина 12 мг.
Худенький парень в длинном белом халате преобразился. Движения рук стали четкими и уверенными, он пальпировал живот роженицы, определил расположение плода и обработал дезинфицирующим раствором и разметил йодом будущее «поле боя» за жизнь двоих людей.
- Вводите кетамин, - пока медсестра делала инъекцию, Лёня мысленно трижды перекрестился и взялся за скальпель…
Где-то за колхозным яблоневым садом розовело утреннее небо. А на заднем крылечке фельдшерского пункта плакал парень с сигаретой в руке. Его трясло уже час. Эта дрожь началась, как только он вышел из импровизированной операционной.
Роженица спала под капельницей глюкозы. Над новорожденным малышом хлопотала Анна Петровна и бабушка мальчика, в ожидании скорой из райцентра. А парень, который спас жизнь роженице и ребенку, рыдал во дворе от ужаса и счастья.
Первая операция! Без учителей и опытных врачей рядом. Без пособий и шпаргалок. Без оборудования и современных препаратов…
Но у него не было права струсить!