Найти тему
ГТРК "Владимир"

Окна - глаза, наличники - ресницы. Сохраним резную красоту

Каждый спасается от карантинной тоски, как может. Кто играет в компьютерные игры, кто делает ремонт, кто переводит бизнес на онлайн-рельсы, а кто находит объекты для изучения и восхищения. Ольга Романова на своей странице ВКонтакте постит фотографии старых деревянных домов Владимира. Зачем ей эти гнилые деревяшки?

- Я по своей природе визуал, то есть воспринимаю мир в большей степени глазами. Для меня важна красивая картинка, процесс любования красотой, а сейчас, когда кругом запреты, я использую любой выход из дома, чтобы, как говорят, в народе «глаза полечить». Не работает театр, закрыта филармония, нельзя сходить в музей, в парк, зато можно по дороге в магазин свернуть в частный сектор и полюбоваться старинными домовладениями, которые там на удивление пока еще сохранились. Так ноги привели меня на улицу Левино Поле, и вот что из этого вышло.

Минутка истории деревни Левино Поле от Алексея Арескина, заведующего сектором информационно-выставочной работы ГАВО:

- Левино Поле — это владельческий агороним, то есть название земельного участка по имени владельца. Первая часть происходит от имени Лев, а вторая часть топонима указывает на вид земельного угодья. Таким образом, некий Лев, возможно имел здесь в древности участок земли, на котором впоследствии и возникло поселение. Самое распространеное имя этого времени именно Лев. У нас на карте есть и деревня Левинская, Левин починок, Левинский погост. Издавна эти земли принадлежали церкви. Сначала Владимирской епископской кафедре, а затем патриарху московскому и входили в обширную патриаршую вотчину. Ее хозяйственным центром было село Спасское. После секуляризации 1764 года эти патриаршие земли с крестьянами были приняты в казну и соответственно крестьяне стали казенными.

-2

По архивным документам, в 1825 году в деревне Левино Поле насчитывалось 12, а в середине XIX века уже 17 дворов, и в них проживало чуть больше сотни крестьян. В 1855 году согласно исповедной росписи Вознесенской церкви, к которой были приписаны крестьяне Левина Поля, здесь проживали, кроме бесфамильных, семьи Поленовых, Тумаковых и Муратовых.

На этот момент времени в документе зафиксированы братья Иван Иванович и Алексей Иванович Муратовы. Ну а теперь представьте: фотографирую я резные наличники дома №5а по улице Левино Поле, а любезный хозяин спрашивает, не может ли он чем-нибудь мне помочь. Редко такое встретишь. Разговор с нынешним владельцем части этого домовладения Алексеем Ивановым закончился тем, что я получила телефон правнучки Петра Ивановича Муратова, родившегося в 1878 году.

Говорит Елена Муратова:

- Кто была ваша прабабушка?

- Варвара Ивановна Корнилова. Она была крестьянкой, 17-й, последней в роду Корниловых. Их дом стоял на Ямской улице, теперь проспект Ленина, где магазин «Уют» был, двухэтажный дом был. У них была пасека и сады большие вниз под горку...

- Как ваша бабушка оказалась на Левином Поле?

- Она вышла замуж 26 января 1903 года за Муратова Петра Ивановича.

- Кем был Муратов?

- До 1913 года он был кондуктором спального вагона царского поезда Москва — Петербург — Берлин.

И, будучи крестьянином, мог себе позволить побаловаться шустовским коньячком и купить беличью щубу, отороченную соболями, для своей жены. Кстати, Алексей Иванов, делая ремонт, наткнулся на чердаке дома на старые документы — например, на свидетельство об окончании Петром Муратовым народного училища, а также на стопку еженедельных иллюстрированных приложений к газете «Русское слово» под названием «Искры», которое выходило в Российской империи.

-3

В общем, судя по всему, крестьяне Левина Поля не бедствовали. Дом, который оставил после себя Петр Муратов, был построен на дворянский манер, комнаты в нем располагались анфиладой, помещения отапливались кафельными печами. Ну и внешняя отделка соответственно была продуманной, выполненной в стиле модерн. Отлично сохранились резные наличники уже, правда, без ставен, ажурные причелины, входная группа. Вот такая сложилась история. Ну и самое главное, что конец у нее получился обнадеживающий. Я нашла единомышленников.

Говорит Екатерина Манасова, архитектор, один из организаторов движения «Культурный патруль» во Владимирской области:

- Очень много деревянных домов сейчас уничтожается, сносится. Места, которые занимали когда-то эти дома, сейчас застраиваются торговыми комплексами, многоэтажками. На мой взгляд, это достаточно плачевно. Потому что мы теряем непосредственную идентичность города, что не есть хорошо. Город становится безликим. Кроме того, деревянное зодчество — это, по сути, архитектура низов. Это архитектура, которая создавалась нашими дедами, прадедами, прапрадедами и создавалась непосредственно достаточно бедными слоями населения и при этом была красива.

-4

Сообщество «Культурный патруль» взяло на себя миссию по сохранению этого ускользающего, исчезающего культурного наследия и создает каталог наличников владимирских деревянных домов. Прежде всего они обследуют те дома, которые идут под снос.

Дальнейший этап — это обмер наличников, создание их трехмерных копий в компьютере и нанесение на виртуальную карту с указанием номеров домов. По сути, это серьезный шаг к созданию музея и физическому сохранению рассыпающегося деревянного Владимира, тем более что прекрасный пример уже подал во Владимирской области город Киржач. Но на этом этапе инициативной группе «Культурного патруля» понадобится поддержка городской общественности и муниципальных властей, которым прямо в руки плывет готовый новый бренд.

Ольга Романова, Радио России — Владимир

Вести Владимир