Найти в Дзене
Русбизнесавто

Какую технику использовали ликвидаторы в Чернобыле?

Оглавление

26 апреля 1986 года в 01:23 на Чернобыльской АЭС произошёл взрыв. В ближайшие месяцы и годы различным службам СССР предстояло провести огромную работу по ликвидации последствий аварии.

Разрушенный 4-ый энергоблок Чернобыльской АЭС
Разрушенный 4-ый энергоблок Чернобыльской АЭС

Всего в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС приняли участие около 500 тысяч человек. Первыми (после сотрудников станции) у взорвавшегося реактора оказались пожарные, затем энергоблок на протяжении многих недель засыпали химическими веществами, а наиболее заражённые частицы вывозили и утилизировали. Были проведены масштабные инженерные работы: вокруг АЭС соорудили защитную стену глубиной до 30 метров для предотвращения загрязнения грунтовых вод и реки Днепр, а на месте разрушенного 4-го энергоблока к ноябрю 1986 года возвели защитный саркофаг.

-2

Сегодня, в годовщину аварии на Чернобыльской АЭС, мы вспоминаем о технике, которая помогала героям Чернобыля.

1. Автобус ЛАЗ-695.

27 апреля в 14.00 началась эвакуация жителей Припяти. В беспрецедентном по масштабу мероприятии участвовало более 1000 автобусов. Значительной их частью были ЛАЗ-695. По воспоминаниям очевидцев, колонны по 20 автобусов выезжали из города каждые 5-10 минут. До аварии в Припяти жили 49 тысяч жителей, и практически все они уехали в тот день.

Колонна автобусов ЛАЗ-965 во время эвакуации из Припяти
Колонна автобусов ЛАЗ-965 во время эвакуации из Припяти

33-местный автобус ЛАЗ-965 оснащался двигателем ЗИЛ и производился на заводах в нескольких городах Украины. Различные версии выпускали с 1956 по 2010 год. В июне 1986 года 5 автобусов были специально модифицированы для постоянной работы в зоне ликвидации - эта модель получила индекс ЛАЗ-692. Главной отличительной особенностью ЛАЗ-962 были свинцовые листы на бортах и окнах.

2. Пожарная машина на шасси ЗИЛ-130.

Пожарные на грузовых машинах различных моделей, и в частности, на ЗИЛ-130, были одним из первых, кто оказался около 4-го энергоблока той ночью. Уже спустя несколько часов им удалось устранить пожар в здании, но многие получили критическую дозу облучения.

Пожарная версия ЗИЛ-130
Пожарная версия ЗИЛ-130

ЗИЛ-130 имел десятки модификаций и стал одним из самых распространённых грузовых автомобилей в народном хозяйстве СССР. Популярные версии машины имели грузоподъёмность 6 тонн. Автомобиль был оснащён гидроусилителем руля, 5-ступенчатой коробкой передач, кабиной с пневматическим стеклоочистителем и ножным омывателем ветрового стекла. Существовало несколько версий пожарных машин на шасси ЗИЛ-130. Одна из них, АЦ-40(130)-63А, была рассчитана на пожарный расчёт из 7 человек. Цистерна вмещала 2100 литров воды и 150 литров пенообразователя.

В первые месяцы после аварии на ЧАЭС работало большое количество "гражданской" грузовой техники: ЗИЛ разных моделей, ГАЗ-66, УРАЛ, КАМАЗ. Лишь позже в зону ЧАЭС были поставлены доработанные грузовики с повышенной защитой от радиации, такие как КрАЗ-256.

3. Радиоуправляемый бульдозер.

Бульдозеры Komatsu на радиоуправлении активно использовались при ликвидации последствий ЧАЭС для разбора завалов. Правда, дистанция управления была незначительной, поэтому управлять такой техникой приходилось, находясь при этом в других транспортных средствах, расположенных в менее загрязнённых участках неподалёку.

Бульдозер Komatsu
Бульдозер Komatsu

4. Инженерный танк ИМР-2Д.

ИМР-2 - инженерная машина для разграждения второго поколения - советский инженерный танк, выпускавшийся на заводах в Нижнем Тагиле и Краматорске. Машина на шасси среднего танка Т-72 оснащалась бульдозерным и крановым оборудованием. Телескопическая стрела с захватом-манипулятором имела грузоподъёмность 2 тонны.

Инженерный танк
Инженерный танк

ИМР-2Д - это версия ИМР-2 с усиленной защитой от радиации, фактически, специальная "чернобыльская" версия. Коэффициент ослабления радиации составлял до 1000 раз. Управление машиной осуществлялось с помощью видеокамер. Также существовала роботизированная версия.

5. Робот СТР-1.

Специализированный транспортный робот (СТР-1) использовался для того, чтобы снять с крыши АЭС наиболее заражённые частицы. Доставить на крышу технику предстояло вертолётом, а значит, она должна была быть достаточно лёгкой.

СТР-1
СТР-1

За основу взяли шасси лунохода. Уникальное транспортное средство было разработано несколькими советскими научными институтами. Машина управлялась дистанционно.

_________________________________________

В этой статье мы рассказали о нескольких моделях техники, задействованной на ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Кроме этих моделей в Чернобыле работало много другой техники, начиная от внедорожников УАЗ и заканчивая различными тракторами, машинами для заливки бетона и другой строительной техникой.