Найти тему
VETA

Что произошло на "Титанике"?

Вы уже много раз читали и слышали про Титаник. История создания и крушения лайнера обросла многочисленными слухами и мифами. Давайте разберёмся, что же на самом деле произошло в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года.

«Титаник» — самый огромный и шикарный лайнер своего времени. Его, не стесняясь, называли непотопляемым, и он действительно казался таким. Бюджет проекта составил более 200 млн долларов ( по моим подсчетам в переводе на рубли бюджет составил бы около 600 млн рублей, и не стоит забывать, что на дворе был 1912 год, так что этот лайнер стоил баснословно дорого). Цена билетов на сказочный Титаник была кусачей. За поездку в один конец вам пришлось бы потратить 3100 долларов США.

Один из билетов на Титаник
Один из билетов на Титаник

Он отправился в своё первое плавание в полдень 10 апреля из английского порта Саутгемптон. Конечным пунктом следования должен был стать американский город Нью-Йорк. Но до берегов США «Титаник», как известно, не доплыл

Попробуем восстановить всю короткую историю Титаника: от грандиозного начала до печального конца.

-3

7 апреля лайнер был уже полностью готов к своему путешествию. Интерьер корабля отличался роскошью и вниманием к деталям, невиданным ранее в судостроении. Он даже получил звание "Плавучий дворец"! По замыслу проектировщиков первый класс должен был иметь огромный салон отдыха, курительную комнату, большой приемный зал, два пальмовых корта (веранды), и читальню. Обеденный салон должен был по высоте занимать три палубы и завершаться стеклянным куполом.

Фотографии и информация взята из статьи по ссылке: https://yvision.kz/post/246354
Фотографии и информация взята из статьи по ссылке: https://yvision.kz/post/246354
Одна из веранд
Одна из веранд

Пассажир первого класса могли пользоваться большим гимнастическим залом, комнатами для игры в сквош, плавательным бассейном (новинка для того времени, единственными кораблем на котором он появился стал брат-близнец "Титаника" - "Олимпик") с подогретой морской водой. Закончив спортивные упражнения пассажиры могли расслабиться в турецкой бане, где можно было пройти полный курс спа процедур. Желающие могли даже подстричься, ведь на Титанике работала парикмахерская. На борту корабля была даже фотолаборатория, где фотографы любители из числа пассажиров могли проявить свои снимки. Скучающие днем пассажиры могли пройти в библиотеку с большим выбором современной и классической литературы. Любой желающий мог послать сообщение своим друзьям, родственникам или деловым партнерам по беспроводному телеграфу.

Бассейн
Бассейн
Читальный зал
Читальный зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал

Каюта первого класса была ничем не хуже номера в самом дорогом отеле того времени. Кованные кровати, умывальники с горячей и холодной водой, изящный декор в стиле Людовика XIV, Тюдоров или королевы Анны - все зависело только от вкусов владельца каюты. Вместо иллюминаторов в каюте были большие окна, а вместо паровых радиаторов были установлены камины.Такие апартаменты имели собственную прогулочную палубу. Каждое такое помещение включало две спальни, гостиную, ванную и прихожую.

Каюта первого класса
Каюта первого класса

Второй класс тоже не жаловался. В принципе, по уровню комфорта и роскоши их можно было сравнить с первым классом любого другого корабля в Северной Атлантике.

Даже пассажиры третьего класса чувствовали себя достаточно комфортно . Чистые, достаточно просторные каюты и качественное питание отличали третий класс.

Самыми шикарными местами на Титанике были ресторан, обеденный зал и курительная комната.

Ресторан
Ресторан
Обеденный зал
Обеденный зал

Теперь мы имеем полное представление о грандиозности проекта. Никто и не мог подумать, что Титаник ненадёжен.

10 апреля 1912 года «Титаник» оправился в свое первое и последнее плавание. Командовать «Титаником» в первом рейсе было поручено Эдварду Джону Смиту — самому опытному капитану «Уайт Стар Лайн», его капитанский стаж насчитывал 25 лет(!). Он возглавил экипаж численностью более 900 человек.

Посадка пассажиров на борт «Титаника» началась в 9:30 утра 10 апреля в порту Саутгемптона. В 9:45 с лондонского вокзала Ватерлоо отправился специальный поезд компании «Уайт Стар Лайн», доставлявший пассажиров первого класса в Саутгемптон. Около 11:00 поезд прибыл к океанскому доку, где был пришвартован «Титаник». 245 пассажиров второго и 497 пассажиров третьего класса из Лондона доставил более ранний поезд, отправившийся в 7:30 и прибывший в 9:30.

В 11:50 судовой гудок известил о том, что «Титаник» через десять минут отчалит. Борт лайнера покинули журналисты, провожающие и портовые чиновники. На «Титаник» поднялся лоцман, который скомандовал «Малый вперёд», и «Титаник» пошёл своим ходом. В это время рядом стояли пароходы «Оушеник» и «Нью-Йорк», последний был пришвартован к борту «Оушеника». В тот момент, когда «Титаник» поравнялся с «Нью-Йорком», шесть стальных тросов, которыми был пришвартован пароход, лопнули, и корма «Нью-Йорка» стала приближаться к «Титанику». Капитан Смит тут же приказал застопорить машины. «Титаник» разошёлся с «Нью-Йорком» всего в нескольких десятках сантиметров (!).

-12

Узнав об этом факте, мне стало жутковато, ведь путешествие Титаника не задалось с самого начала.

10 апреля 18:30. Шербур

Порт Шербура не имел подходящего для «Титаника» причала, поэтому лайнер встал на якорь посреди бухты. Пассажиров и грузы на борт доставили вспомогательные суда «Номадик» и «Траффик».Значительную часть новых пассажиров составили американцы, закончившие свой зимний сезон в Монте-Карло, Ницце, Канне и других курортах Ривьеры (иначе говоря, очень богатые люди). Стоянка в Шербуре длилась полтора часа, в 20:00 «Титаник» снялся с якоря и отправился в Квинстаун.

11 апреля 11:55. Гавань Корка, в 6,5 км от Квинстауна
Вспомогательные суда «Америка» и «Ирландия» доставили на «Титаник» пассажиров (в основном молодых ирландских эмигрантов, пассажиров третьего класса), грузы и почту. Кроме пассажиров, на борт, по разрешению капитана, поднялись журналисты, фотографы и местные торговцы. В 
13:30, после того, как все гости покинули лайнер, был поднят якорь, и «Титаник» отправился в Нью-Йорк с 2208 людьми на борту.

-13

Трансатлантическая трасса

Когда «Титаник» достиг маяка Фастнед, обозначавшего начало трансатлантической трассы, капитан отдал команду «Полный вперёд». С 15 января по 14 августа судам предписывалось двигаться по южной трассе. Делалось это для того, чтобы обойти район Большой Ньюфаундлендской банки, где скапливалось большое количество айсбергов. Высокие приливы в январе 1912 года способствовали тому, что айсберги достигли Большой Ньюфаундлендской банки на месяц раньше. В апреле 1912 года над Атлантикой господствовал северо-северо-западный ветер. Совпадение направлений постоянных ветра и океанского течения стало причиной проникновения айсбергов на юг дальше обычного.

Для меня осталось большой загадкой, почему, зная все эти факторы, путешествие не решили перенести на более безопасный период. Огромнейшая халатность и "надежда на авось"- вот настоящая причина крушения Титаника. Но продолжим наше историческое путешествие на борту величайшего лайнера.

-14

14 апреля. Воскресенье

Ранним утром была пасмурная погода, шёл мелкий дождь. К полудню небо прояснилось, однако стало холоднее.

Радисты «Титаника» начали получать сообщения об айсбергах и ледяных полях с их координатами(!). Первое ледовое предупреждение поступило в 9:00 с парохода «Карония», оповещавшего о ледяных полях и скоплении айсбергов и гроулеров (ледяных обломков). Капитан Смит подтвердил получение сообщения. В 11:40 капитану была передана телеграмма от парохода «Ноордам», в которой сообщалось о дрейфующих льдах примерно в том же районе, который указала «Карония». В 13:42 судно «Балтик» ретранслировало следующее сообщение: «Капитану Смиту, «Титаник». Ясная погода с момента отплытия. Греческий пароход «Афины» сообщает о прохождении айсбергов и большого количества ледяных полей сегодня в районе 41°51′ северной широты и 41°52′ западной долготы… Желаю успехов вам и Титанику».

Капитан Титаника получил 3 сообщения о местонахождении айсберга с координатами. Почему же все говорят о роковой случайной встрече с огромной ледяной глыбой?

Дело в том, что Смит, показав это предупреждение управляющему директору «Уайт Стар Лайн» Брюсу Исмею, рассчитал новый маршрут. В 17:50 старпом Уайлд скомандовал рулевому: «Право руля 47 градусов», и «Титаник» с курса 242° лёг на курс 289°. Сделано это было для того, чтобы наверняка избежать встречи с айсбергами. Но узнав то, что происходило дальше, осознаешь, что у Титаника было 3 шанса избежать той страшной ночи.

В 13:45 немецкое судно «Америка» сообщило о том, что встретилось с двумя большими айсбергами в 620 км к югу от Ньюфаундленда. Однако это предупреждение на мостик передано не было. Причины этого не выяснены, возможно, радисты забыли передать информацию капитану, так как были заняты устранением неисправности в оборудовании. Первый шанс и первая халатность.

В 19:30 поступило ледовое предупреждение с парохода «Калифорниэн»: «…Лёд в районе между 42° и 41°25' северной широты и 49°30' западной долготы. Мы видели большое скопление битого льда и много крупных айсбергов. Ледяные поля тоже есть. Погода хорошая, ясная».
Это сообщение также не было передано вахтенным на мостике. По-видимому, радист Джек Филлипс не понял его, потому что был занят отправкой на ретрансляционную станцию на мысе Рейс (о. Ньюфаундленд) частных телеграмм, которые накопились за время, пока был неисправен радиопередатчик.
Второй шанс и вторая халатность.

Последнее ледовое предупреждение было получено в 22:30 от парохода «Калифорниэн», который лёг в дрейф на краю ледяного поля примерно в 50 км от «Титаника». Радист «Калифорниэна» Сирил Эванс начал передавать координаты опасной зоны, но Филлипс грубо его прервал: «Заткнись! Я работаю. У меня связь с мысом Рейс». Таким образом, было проигнорировано самое важное ледовое предупреждение. Последний шанс и роковая халатность.

Халатности нет предела

В 21:20 капитан покинул мостик и отправился на ужин в свою честь, устроенный четой Уайденер. В 22:30 «Титаник» разошёлся с пароходом «Раппаханнок», шедшим встречным курсом из Галифакса. Незадолго до этого «Раппаханнок», маневрируя среди дрейфующих льдин, получил повреждения кормы. Как только оба судна оказались в пределах видимости друг друга, Альберт Смит, замещавший капитана на «Раппаханноке», при помощи лампы Морзе установил связь с «Титаником»: «Мы только что прошли через ледяное поле и между несколькими айсбергами», в ответ с «Титаника» просигналили: «Сообщение принято. Благодарим. Спокойной ночи». Никаких мер после этого предпринято не было: число дозорных не увеличено, судно продолжало идти с прежней высокой скоростью.

В 21:30 было получено ещё одно предупреждение о наличие айсбергов — на этот раз от парохода «Месаба», которое было адресовано всем идущим на восток судам: «Ледовая обстановка. Сегодня в районе 41°25′ северной широты, между 49° и 50°3′ западной долготы замечены айсберги и обширные ледовые поля. Погода хорошая, ясно».

Ночь с 14 на 15 апреля была безветренной, холодной, ясной и безлунной. «Титаник» шёл почти на предельной скорости, более 22 узлов...

А теперь подумайте и скажите себе, такой ли случайной, неожиданной и неизбежной была встреча с айсбергом?

Крушение

Время около полуночи. Мы с вами, как и все гости Титаника, спокойно возвращаемся в свои каюты.

На вахту заступил первый помощник капитана Уильям Мёрдок, сменив на посту Чарльза Лайтоллера — второго помощника. Видимость составляла порядка шести километров, однако в ту ночь не светила Луна. Вперёдсмотрящие были предупреждены о ледовой опасности, им и другим членам экипажа было приказано высматривать на море айсберги и ледяные обломки особенно тщательно.

В 23:30 Флит и Ли заметили впереди на горизонте лёгкую дымку, но не придали этому значения. Спустя девять минут Флит увидел прямо по курсу примерно в 600 м очертания айсберга.

-15

Он трижды ударил в колокол, что означает препятствие прямо по курсу, и связался по телефону с шестым помощником Джеймсом Муди. Тот доложил об айсберге Уильяму Мёрдоку, который скомандовал рулевому Роберту Хиченсу: «Право на борт». Сам же перевёл рукоятки машинных телеграфов в положение «Стоп машина». Чуть позже, чтобы корма не задела айсберг, он скомандовал «Лево на борт», пытаясь таким образом обойти вокруг айсберга. Порядка 30 секунд ушло на то, чтобы паровой привод повернул перо руля. Остановка винтов привела к снижению угловой скорости (уменьшилась поворотливость).
Айсберг приближался к кораблю, который продолжал по инерции двигаться вперёд с большой скоростью. Лишь спустя 25−30 секунд нос «Титаника» начал медленно отклоняться влево. В последнюю секунду
айсберг миновал форштевень и плавно прошёл вдоль правого борта. «Титанику» удалось повернуть на 2 румба, этого было достаточно, чтобы избежать лобового столкновения, но недостаточно, чтобы избежать контакта с айсбергом...

В 23:40 правый борт лайнера задел подводную часть айсберга. На верхних палубах люди почувствовали слабый толчок и лёгкое дрожание корпуса, на нижних палубах удар был чуть ощутимее. В результате столкновения в обшивке правого борта образовалось шесть пробоин суммарной длиной около 90 м.

-16

Титаник мог оставаться на плаву не более 1,5 часов.

В 00:05 капитан Смит приказал экипажу готовить спасательные шлюпки к спуску, затем зашёл в радиорубку и приказал радистам передавать в эфир сигнал бедствия. Посадка первых пассажиров в шлюпки началась около 00:20, в них по приказу капитана, сажали в первую очередь детей и женщин. Поскольку пассажирами столкновение практически не ощущалось, они неохотно покидали корабль, на котором внешне было всё в порядке (тогда они ещё и не представляли, что их ждёт).

-17

Чтобы не началась паника, члены экипажа сообщали, что эвакуация проводится в качестве меры предосторожности. Посадкой пассажиров в шлюпки руководили помощники капитана. В течение первого часа были эвакуированы лишь 180 человек, шлюпки спускались полупустыми(!!!).

В 1:20 вода стала затоплять полубак. В это время появились первые признаки паники. Эвакуация пошла быстрее.

-18

На сигнал бедствия откликнулись и отправились на место бедствия 7 судов. Из них ближе всех (примерно в 93 км) находился пароход «Карпатия». Направляясь к тонущему «Титанику», он развил предельную для себя скорость 14 узлов ( к сожалению, это слишком маленькая скорость, они просто не успели).

После 1:30 дифферент на нос стал быстро расти, на борту началась паника. Шлюпки на корме по правому борту были спущены переполненными. Экипаж всеми силами старался сдержать натиск толпы и пропустить в шлюпки первыми женщин и детей

-19

После 2:05 была спущена последняя шлюпка, около 2:10 вода начала затоплять шлюпочную палубу и капитанский мостик. Оставшиеся на борту 1500 человек ринулись в сторону кормы. Дифферент стал расти на глазах, в 2:15 обрушилась первая дымовая труба.

-20

В 2:16 отключилась электроэнергия. В 2:18 при дифференте на нос около 23° лайнер разломился. Носовая часть, отвалившись, сразу пошла ко дну, а корма заполнилась водой и затонула через две минуты.

-21

В 2:20 «Титаник» полностью скрылся под водой.

Сотни человек выплыли на поверхность, но почти все они погибли от переохлаждения: температура воды составляла −2 °С. На двух складных шлюпках, которые не успели спустить с лайнера, спаслось порядка 45 человек. Ещё восемь были спасены двумя вернувшимися на место крушения шлюпками (№ 4 и № 14). Спустя полтора часа после полного погружения «Титаника» на место бедствия прибыл пароход «Карпатия» и подобрал 712 выживших в крушении. В результате трагедии (и халатности) погибли 1496 человек.

-22

Вернемся к главному вопросу всей статьи: что произошло на "Титанике"?

Произошла огромная человеческая халатность. Напоминаю: игнорирование самой возможности появления айсбергов, несерьёзное отношение к появлению айсбергов, упущенные 3 шанса на спасение и его невозможность из-за нехватки шлюпок.

Нам нужно учиться на этом очень горьком опыте. Не надеяться на счастливый случай и всегда помнить о том, что как бы не казалось что-то надёжным на первый взгляд, на деле оно может оказаться совершенно иным.