Найти тему
ФГИК "Размах"

Разрушительная математика. Как считается бюджет демонтажных проектов

Итак, мы исходим из того, что демонтаж - это сложный процесс, связанный с работами повышенной опасности. А значит его бюджет не "рисуется из головы", а представляет собой сложный математический процесс. Давайте посмотрим из каких шагов складывается сумма, за которую профессиональный подрядчик (опять же, мы не берем механизм, к которому прибегают компании вроде ООО "Снесу все за копейки) возьмется снести Ваш объект.

Шаг первый. Что мы имеем?

Исходные данные по проекту – один из самых важных элементов для корректной оценки проекта. А что это? Сюда входят объемы твердого тела демонтируемых материалов, местоположение объекта, подъездные пути, конструктив, высоты, обременения в виде близко расположенных или примыкающих строений, характеристики и состояние материалов конструкции и наличие опасных загрязнений. Особое внимание требуется уделять подземной части сооружений, т.к. она скрыта от глаз и далеко не всегда соответствует тому, что указано на чертежах здания, поэтому необходимо подробное обследование фундаментов и других скрытых от глаз конструкций. Здесь чаще всего недостаточно документов - подрядчик должен выехать на объект и сделать свои замеры: так как, особенно в случае зданий, построенных в прошлом веке они могут вводить в заблуждение (мы поговорим об этом подробнее в одном из следующих материалов)

Шаг второй. А мы точно знаем в чем наша задача?

Идеален тот проект, где всё заранее продумано, определены все слабые места, поставлены конкретные задачи, а иногда даже получено руководство к действию. Однако в большинстве случаев бывает совершенно наоборот. Заказчик не всегда понимает все особенности проекта, не видит подводные камни. Это ему и не нужно - для этого есть эксперты. После изучения исходных данных и определения того, что в итоге хочет получить заказчик, становится возможным определить методику демонтажа.

При этом необходимо учитывать степень стесненности демонтируемых конструкций, места движения техники, возможность проведения огневых работ, опасные зоны обрушения и прочие факторы, от которых зависит метод демонтажа (ручной, полумеханизированный, демонтаж-снос, механизированный, электрогидравлический, взрывной или комбинированный). После определения метода демонтажа необходимо определить сопутствующие работы, о которых заказчик мог и не подозревать. Например, при демонтаже жилого дома могут появиться такие работы, как: отключение здания от коммуникаций (либо даже перенос этих коммуникаций за пределы пятна застройки, в случае если сети проходят транзитом), устройство временных дорог, устройство ограждения территории, восстановление дорожного покрытия и газонов, вывоз отходов и др. После определения работ с заказчиком согласуется техническое задание.

Шаг третий. Начинаем считать.

Ну вот мы и подошли к оценке стоимости проекта. Каждый проект по-своему уникален и требует индивидуального подхода к расчету, однако многие составляющие работы довольно типичны, за счет чего опытным компаниям удается добиться некоторой автоматизации расчетов. Каждому проекту создается свой уникальный список производимых работ, определяются рабочие единицы техники и персонала, которые производят этот вид работ, определяются материалы, с которыми они работают, применяются коэффициенты трудоемкости в зависимости от ситуации на объекте. После этого становится возможным определить трудозатраты на каждую рабочую единицу. К этому необходимо добавить затраты на материалы и их доставку, составить календарный план, определив при этом критический путь (это строгая последовательность работ, где каждая последующая работа не может быть начата, пока не завершена предыдущая), который и будет составлять общее время проведения работ. Также не стоит забывать о времени и затратах на согласования экологической службы и других ведомств.

В нашей практике для определения трудозатрат мы применяем фактические значения по выработке на тот или иной вид работ. Мы регулярно ведем мониторинг выполнения работ, учитывая условия труда, материалы и механизмы, вследствие чего полу чаем живые значения выработки, которые регулярно актуализируются, по мере накопления фактических данных. Это позволяет минимизировать погрешность при оценке стоимости проекта.

Шаг четвертый. Оптимизируем свои расчеты

По итогам предварительной оценки проекта в обязательном порядке необходимо провести его анализ с целью найти возможные варианты решения для оптимизации сроков и/или затрат на реализацию проекта.

Самые популярные методы оптимизации затрат на проект:

- Продажа вторичных материалов (металлолом, бой кирпича и бетона).

- Засыпка котлованов боем вторичных материалов (боем кирпича). Это сокращает затраты на вывоз материалов, а также количество привозного грунта для обратной засыпки.

- Перенос коммуникационных сетей за пределы зоны обрушения конструкций, что позволяет избавиться от поэлементной разборки и сократить сроки и затраты на демонтаж.

- Дробление боя бетона с целью получения дополнительных объемов металла из арматуры бетона для её последующей реализации.

По итогам возможных вариантов оптимизации проекта, если какие-либо пункты противоречат техническому заданию, то производится согласование этих особенностей с заказчиком. После оптимизации прогнозируемые затраты на проект становятся еще более корректными. Однако не стоит исключать риски и непредвиденные затраты. Например, не стоит полностью полагаться на реализацию вторичных материалов, т.к. среднерыночная стоимость, да и вообще потребность в них на рынке, может измениться. На это могут влиять курсы валют, а также насыщенность рынка вторичными материалами и потребность в них.

Всегда необходимо иметь минимум два варианта решения поставленных задач и предлагать заказчику возможности выбора сценария работы.