В интервью Александру Гуськову, партнеру IBFS United, Филип Бейкер, британский налоговый специалист, преподаватель Оксфордского университета и Гарвардской школы, поделился своими видениями, какие проблемы возникнут в результате кризиса, вызванного коронавирусом, а также что будет с BEPS, ОЭСР и международной налоговой организацией.
Проблемы в области международного налогообложения во многом зависят от того, как быстро страны могут восстановиться после беспрецедентных ограничительных мер, принятых в период распространения коронавируса. В настоящий момент наблюдается следующее:
- Отсутствие у людей возможности очно участвовать в совещаниях и собраниях международного формата;
- Многие не имеют возможности выехать из-за рубежа и им приходится работать на свою компанию, находясь при этом физически в другой стране.
Допустим, сотрудник, работающий в Москве, застрял в период пандемии в Лондоне и работает оттуда. Место проведения его переговоров также столица Англии. В связи с этим возникают вопросы:
- Означает ли наличие работающего сотрудника российской компании в Великобритании появление постоянного представительства организации в Лондоне?
- Нужно ли признать такую компанию налоговым резидентом Англии?
Какую позицию занимает ОЭСР?
В результате кризиса разрушены цепи поставок многих производственных предприятий, что влияет на вопрос трансфертного ценообразования. Есть негативная сторона и для физических лиц: вынужденно работая за рубежом, они рискуют быть признанными налоговыми резидентами страны нахождения и подвергаться дополнительному налогообложению.
В данной ситуации ОЭСР старается предложить максимальную помощь в налоговом администрировании, причем по двум направлениям:
- предоставляет базу данных по всем мерам, которые сейчас предлагаются в различных странах для облегчения налоговой нагрузки на граждан и на бизнес;
- предлагает руководство о применении СИДН в целях избежания двойного налогообложения.
Согласно руководству, если работник вынужден работать удаленно, потому что не может покинуть страну, не обязательно приводит к возникновению у компании постоянного представительства. Значит, ее сотрудник не признается налоговым резидентом данной страны.
Стоит ли ожидать дезинтеграции международной налоговой системы
К этому могут привести новые национальные нормы, принятые в качестве меры борьбы с коронавирусом. Ф. Бейкер считает в данной ситуации термин «дезинтеграция» слишком сильным и отмечает, что сейчас каждая страна борется как может, в том числе используя налоговые меры для ослабления обязательств налогоплательщиков. В частности, в России перенесены сроки по уплате налогов, социальных платежей с зарплат, сдаче налоговой отчетности.
В долгосрочной перспективе борьба с вирусом будет очень затратной, и вполне логично, что государства захотят компенсировать ущерб, в первую очередь, следующим образом:
- путем повышения налогов после пандемии;
- за счет расширения трансграничных прав на обложение налоговым доходом.
В связи с этим государство начнет пристальнее следить за международными компаниями, чтобы пресечь их попытки уклониться от налогообложения.
Кризис для одних – время банкротства, для других – возможностей. Наверняка компании, реализующие товары и услуги через Интернет, получат значительную прибыль на фоне пандемии. Поэтому не стоит удивляться, если государства введут нечто вроде налога на чрезмерную прибыль компаний, которые заработали в результате распространения коронавирусной инфекции.
Ф.Бейкер отмечает, что нет причин ожидать дезинтеграции мировой налоговой системы. И в то же время наблюдает паузу в создании BEPS 2.0, призванного противостоять уходу от налогов международным резидентам посредством создания двух систем: компонента 1 (пиллар 1) и компонента 2 (пиллар 2). Первая система предполагает деление прибыли цифровых транснациональных компаний между юрисдикциями, вторая – введение минимальной эффективной ставки налога на прибыль для таких организаций. Скорее всего, запуск BEPS 2.0 перенесут на следующий год.
Нужна ли международная налоговая организация
Как было отмечено выше, в период пандемии ОЭСР пытается оказать максимальное содействие в решении налоговых вопросов. Сложившаяся ситуация дает понять, насколько действительно нужна международная налоговая организация, которая будет предлагать помощь и руководство для стран.
ОЭСР не может играть роль такой организации, равно как ООН, МВФ или Всемирный банк, так как членами сообщества являются порядка 30 государств, и она никогда не задумывалась в качестве будущей международной налоговой организации. Поэтому нужна только отдельная организация.
В завершение отмечу, что текущий кризис не приведет к дезинтеграции международных отношений, а наоборот, продемонстрирует, как важна координация действий всех стран. Налоговый вопрос очень важен не только в краткосрочной перспективе в качестве незамедлительной реакции на вызовы пандемии, но и в долгосрочной – для компенсации нанесенного мировой экономике ущерба, выработки адресных рекомендаций странам-участникам.