Найти тему
Аналитический портал

Бухгалтерский конвейер vs Управленческий дашборд. Часть2

Немного заставило себя ждать обещанное продолжение первой части статьи.
Для тех кто не читал- здесь я рассматриваю вопрос какая структура более жизнеспособна - поделенная на мельчайшие бизнес -операции, за каждой из которых закреплен отдельный сотрудник, знающий ее досконально, либо максимальная автоматизация учета с помощью BI инструментов, высококвалифицированные кадры и руководитель, который может принять решение на основании получаемой информации. По этим основным путям сейчас движется развитие бухгалтерии и финансов.

Image by AD_Images from Pixabay
Image by AD_Images from Pixabay


Несмотря на то, что пути бухгалтерии и финансов во многом расходятся, остается и много общего. Как правило - это проблемы.
И сейчас о них:

4. Непринятие решений или прокрастинация.

Это характерно для текущего момента. Я слышу от знакомых, что они заканчивают рабочий день в 21-23ч. Однако все основные решения находятся "на стопе" и больше времени занимает переливание из пустого в порожнее.
В условиях неопределенности руководители бояться принимать решения и чего-то ждут. Вероятно, красной кнопки на дашборде, при нажатии которой искусственный интеллект сам примет нужное решение.
Не смейтесь -запрос на красную кнопку -это не шутка, это случай из реального общения с клиентом. Человек, получивший оперативную, достоверную, структурированную информацию почему-то не может принять самостоятельное решение, а хочет, чтобы за него это сделал искусственный разум.

Cкрин дашборда "с красной кнопкой".  Дашборд -анализ продаж, разработка компании System-BI. Красная кнопка -фотомонтаж)
Cкрин дашборда "с красной кнопкой". Дашборд -анализ продаж, разработка компании System-BI. Красная кнопка -фотомонтаж)

Хотя, как известно, любой кризис -это время возможностей. И те, кто действуют в этот период, оставляют прокрастинаторов далеко позади. Так, одна из компаний, занимающаяся продажей оборудования, заработала несколько миллионов маржи на продаже антисептиков. Поняв, что основной бизнес сейчас встал, люди не сложили руки, а стали искать другие рынки. Кто-то активно стал развивать онлайн каналы. Кто-то использует время для оптимизации бизнес процессов: оптимизирует штат, внедряет автоматизацию и пр.
Не ждите! Действуйте уже сейчас!

5. Overqualification - плюс или минус?

Image by PublicDomainPictures from Pixabay
Image by PublicDomainPictures from Pixabay

Раньше Overqualification считалась недостатком. Требовалось глубокое знание именно конкретного участка и ни дай Бог было нарушить эти границы - с выскочками связываться не хотели. Сейчас где-то этот подход еще применим, однако, увы, такие компании в большинстве своем обречены, если только их продукт не сверхвысокомаржинален.

Управлять "винтиками", конечно проще. Они мало знают и умеют, и главное -никуда не денутся, потому что мало где еще востребованы. Соответственно и оплата труда их -невысока. Удобно.
Для меня загадка, почему этот подход так процветает в сфере бухгалтерских услуг. В сфере где можно развиваться практически бесконечно.
Несколько лет назад, обучаясь на программе CIMA, мы затрагивали вопросы организации труда. И вовсю уже звучала тема, что есть более рентабельная организация труда, нежели конвейер - модульные рабочие места. По этому пути, например, пошел концерн Audi. И не только они.

А в текущих условиях, когда количество операций сокращается, зато происходит увеличение их разброса -широкопрофильные специалисты будут нарасхват.
И не забываем про
автоматизацию. Да, это затраты. Но быстроокупаемые.
В среднем один
дашборд окупается за 4 месяца. А зарплату сотруднику вы бы платили годами. И налоги с нее. И еще отпускные и больничные.
Минимальный годовой эффект от внедрения -в среднем свыше 1 млн руб за первый год. И это после вычета стоимости внедрения!
Ссылка на Дашборды и BI решения будет приведена в конце статьи.
А сейчас вернемся к персоналу -ведь на этом пути можно наломать много дров -о них следующий абзац.

6. Микроскоп и гвозди.

Image by fernando zhiminaicela from Pixabay
Image by fernando zhiminaicela from Pixabay

Все знают, что микроскопом гвозди забивать не надо -можно испортить дорогой девайс, используя его не по прямому назначению. Однако, в погоне за мнимой экономией, у руководителей иногда возникает соблазн сэкономить на молотке.
В итоге -ни микроскопа, ни молотка. Хотя это как раз тот случай, когда разделение труда оправдано.
Главный бухгалтер, который сам сканирует документы по встречке, руководитель ФД, который рисует презентации и готовит отчеты.
Руководитель Технического департамента, который тоже рисует и считает.
А еще все они лично звонят кому-то, кому прекрасно может звонить и секретарь, но считается, что надо добавить звонку статусности и иногда сами делают сверки с ключевыми клиентами. Знакомо?
Время уходит на работу, которую либо должен делать человек с другой квалификацией (иногда и вообще без нее) , либо эта работа должна быть автоматизирована.

7. Муж на час

Image by valentinsimon0 from Pixabay
Image by valentinsimon0 from Pixabay


Я понимаю, почему руководитель поступает как описано в предыдущем примере: надо занять сотрудника на полную катушку. А так как для решения ряда задач сотрудник должен быть квалифицированный, то и неквалифицированную работу валят на него - чтоб не простаивал или чтобы шевелился побыстрее.
Я противник такого подхода. Посудите сами, если вам раз в месяц или квартал нужна профессиональная фотосъемка, то покупать для этого профессиональную цифровую камеру, объективы, свет и штатив не всегда имеет смысл. Если только деньги девать некуда или понты -"хочу!".
Для повседневной съемки вы используете телефон, а для профессиональных снимков можно либо взять камеру на прокат на нужное вам время, либо воспользоваться услугами фотографа.
Так и в бизнесе -разделяйте задачи по уровню квалификации. Низкоквалифицированный труд стоит значительно дешевле. А высококлассного спеца не стоит брать на оклад, если у вас нет для него задач на 40 рабочих часов в неделю.
Пусть он работает один -два дня в неделю (запихивать в эти дни недельный объем работ при этом, конечно, не стоит). Но и платить вы будете уже не 200 тысяч, а 40 или 80. И сотрудник сможет найти себе другие задачи на освободившееся время и будет там тоже зарабатывать.
Не бойтесь передачи задач на аутсорсинг!

Вот, пожалуй, пока все мысли, которыми мне сейчас хотелось поделиться.

И обещанная ссылка на интерактивную аналитику.

Продолжение следует...