На просторах интернета гуляет высказывание неизвестного мне автора: «Самое важное изобретение в истории человечества – письменный договор. Он позволяет людям изложить на бумаге все причины, по которым они не доверяют друг другу». Весело, но правдиво.
Часто в практике сталкиваюсь с ситуацией, когда предприниматели: «просто договорились», «думали, заключим позже», «взяли типовой договор, да и все», «да я его даже не читал особо, есть ведь»…
Первое, что хотелось бы сказать: Договор должен быть. В любой сделке. С любым контрагентом. Да, письменный. Обязательно ДО того, как начать сотрудничество.
Так каким же должен быть договор и где его взять?
В сети много типовых договоров, образцов на все возможные направления сотрудничества. Но не спешите просто взять первый попавшийся договор с нужным названием и начать им пользоваться.
Совет 1.
У предпринимателя должен быть свой типовой договор. Лучше один раз потратить время на создание своего документа, в котором будет предусмотрено все, что Вам хотелось бы, чем каждый раз проверять то, что предлагает на подпись контрагент. Когда кто-то составляет договор, он в первую очередь думает о своих рисках. Поэтому подписывая документ, составленный другой стороной сделки, проверьте: есть ли там важные для Вас условия.
Совет 2
Если Вы заключаете договор, составленный не Вами, пишите протокол разногласий. Проверьте, все ли пункты предлагаемого документа Вас устраивают, каких пунктов и условий, по вашему мнению, там не хватает. Сверьте документ с вашим типовым договором.
Совет 3
Фиксируйте все договоренности письменно (хотя бы через электронку). Не идите на поводу любимой фразы из советского мультика «и так сойдет». Ситуации в жизни бывают разные. Все течет, все изменяется. Когда случится не предвиденное, вы пойдете в суд. Там монолог мол, «я предлагал поменять пункт о доставке с «за счет поставщика» на «за счет покупателя», а мне сказали да пусть будет написано, а мы сами заберем…», не прокатывает. Нужны доказательства. А слово, как говорится, к делу не пришьешь.
Совет 4
Удобнее, когда в договорах со всеми участниками отношений предусмотрены одинаковые сроки. Например, срок оплаты Вами чего-либо всегда 15 календарных дней, срок ответа Вами на претензию – 30 дней и т.д. Даже, если Вы подписываете чужой вариант договора, стремитесь привести сроки исполнения Вами обязанностей к приемлемым для Вас. Так будет проще не забыть, не пропустить, не опоздать.
Совет 5
Договор не должен быть необъятным. Красота в простоте. Все, что необходимо, уже предусмотрено гражданским законодательством. Не утруждайте себя без надобности всеми существующими заморочками законов. Вы в них будете вникать, если, не дай бог, столкнетесь со спором по этому договору. Прописывать целый раздел из гражданского кодекса в самом договоре не имеет смысла. Главное предусмотреть в нем наличие необходимых пунктов, которые должны быть предусмотрены в соответствии с законом, либо в законе имеется «вилка» как можно поступить (подробнее о составлении договора в моей статье).
Поверьте, если в споре имеется договор и в нем предусмотрено спорное условие, проблема почти никогда не доходит до суда. Стороны непременно договорятся в претензионном порядке, т.к. лишнего времени нет ни у кого, как и лишних денег на судебные расходы.
PS Тему договоров я люблю. Обсуждать ее собираюсь часто. В планах рассмотреть договоры по всем направлениям бизнеса (да, вот такой Наполеоновский план)). Поэтому заглядывайте почаще ;)
Рекомендую почитать статью о составлении договора (что в нем писать, какие пункты важно указать, какой договор нужен в Вашей деятельности).