Экономический кризис, обусловленный падением рубля и пандемией, дарил по всем отраслям, включая транспортную. И хотя некоторым компаниям удается даже в столь непростой ситуации наращивать клиентскую базу, большинство закономерно стремится оптимизировать расходы, экономя буквально на всем подряд. В том числе и на логистике.
Логистика как фактор выживания
По данным Boston Consulting Group, Россия находится на 90-м месте по эффективности логистики. Затраты на нее у отечественных компаний колоссальные, в среднем расходы на транспортировку товаров составляют 50% всех расходов, минимум – 30%, максимум –до 70%.
Попытка сэкономить на главной статье расходов вроде как бы закономерна, но в случае с логистическими расходами дает прямо противоположный эффект. Потому что в условиях экономического кризиса есть три фактора выживания – грамотная кадровая политика, корректировка цен и клиентоориентированность. С логистикой напрямую связан третий фактор.
Клиентоориентированность – это не способность угодить клиенту, а возможность создать комфортные условия сотрудничества как для потребителя услуги, так и для компании, эту услугу предоставляющей. И в первую очередь речь идет о своевременной доставке. Сейчас многие компании начали работать хуже именно в аспекте сроков доставки, и это значительно сузило и без того прореженную клиентскую базу.
Если дополнительно попытаться оптимизировать издержки через урезание логистического сегмента – это отнюдь не ускорит доставку, напротив – может снизить ее эффективность. Как результат – клиентов станет еще меньше, склады начнут простаивать, доход упадет.
Логистика в компании призвана экономить деньги собственников, но если начать экономить на ней самой, то будет обратный эффект. Логистика – это сервис. И как в любом сервисе, цена напрямую влияет на качество услуги. Неважно – парикмахера вы выбираете или транспортную компанию. За лучшей и самой модной стрижкой никто не пойдет в самую дешевую парикмахерскую.
Позиция логистических операторов
Российские компании-перевозчики в период мирового кризиса также столкнулись с рядом трудностей. Первая из них – снижение потребления услуг 3PL-операторов по всем направлениям – транспорт, таможенные услуги, складская логистика, что обусловлено падением продаж в сетевых магазинах, замораживанием региональных программ и снижением активности в сфере жилого строительства.
Второй момент – давление на логистических операторов со стороны заказчиков услуг по части снижения нормы доходности, с переводом большей части услуг в рублевый эквивалент. Третья проблема – отсутствие возможности компенсации финансовых разрывов через кредит – попросту говоря, банки не хотят финансировать предприятия в момент снижения спроса на их услуги.
Четвертая проблема – это арендные платежи, зафиксированные в долларах или евро. Давление этих платежей на бюджет логистических компаний усугубляется дополнительным снижением нормы рентабельности. В итоге, операторы находятся в непростом положении, пытаясь найти консенсус между собственными потребностями, условиями владельцев складской недвижимости и позицией арендаторов складов.
В более выгодном положении оказались те, кто либо сумел договориться о снижении долларовых ставок на период кризиса, либо заранее подстраховался через долгосрочные договора с собственниками складов. Но конечно, проще всего работать тем, у кого есть свои склады – для таких компаний сопутствующие риски просто исключены.
О победной стратегии
Резюмируя, подчеркнем – экономия на логистических услугах в кризис губительна для любого бизнеса, потому что от этого в итоге страдает конечный потребитель, популяция которого и без того сократилась. Выгоднее сменить транспортную компанию, если тарифы актуального партнера вас не устраивают. Зайдите на наш официальный сайт прямо сейчас и убедитесь, что доставлять вашу продукцию можно еще выгоднее!