Найти тему
StopSrk

Как я избавился от аэрофобии навсегда

Оглавление

Первый мой полет на самолете состоялся аж в возрасте 20 лет. Я не помню, чтобы испытывал страх перед полетом, до тех пор, пока самолет не начал набирать скорость. Это был ил-86 авиакомпании Сибирь. Раздался рев двигателей, в салоне все затряслось, запахло керосином, самолет начал медленно набирать скорость. Вот уже кончается полоса, а он все никак не взлетит. И вот нос медленно поднимается к верху и самолет начинает отрываться от земли. Раздался невероятный скрежет, словно у самолета отрывается половина фюзеляжа – начали убираться шасси. И вот мы буквально в пятиста метрах над землей и самолет кажется начинает падать, но через мгновенье снова начинает набирать высоту.

Ил-86 а\к S7
Ил-86 а\к S7

Заходим в облака, совершенно ничего не видно! Куда мы летим, ведь мы можем столкнуться с другим воздушным судном! Тут самолет начинает сильно трясти – турбулентность. Все бы ничего, если бы он не стал попадать в «воздушные ямы», и периодически падать камнем вниз. Но вот мы вроде набрали высоту, отключилось табло «пристегните ремни», но не тут-то было, его снова начало трясти, и он снова начал проваливаться вниз! Самое ужасное, что я ничего не контролирую и от этого еще страшнее. Если бы я только мог находиться в кабине пилотов и следить за тем, чтобы пони все делали правильно.

Вдруг двигатели перестали издавать шум – «все они отказали», подумал я, но вот снова заработали – запустились. Рядом со мной спала женщина лет 45. Как же она может так спать, ведь мы того и гляди разобьемся?! Вот глупая, подумал я, не осознает в какой опасности мы находимся. Ведь самолеты все старые, их никто не проверяет, запчасти покупают контрафактные, пилоты пьяные с купленными дипломами, диспетчер вероятно спит у себя на вышке после бодуна.

Через 4 часа страха, мы подлетаем к Хургаде, начинаем заходить на посадку, но что-то идет не так и самолет начинает кружить над аэродромом. Видимо что-то отказало, и мы не можем сесть. Через 10 минут он снова начал снижаться и раздался невероятной силы грохот – вышли шасси. Приземлились, фу, на этот раз пронесло. Шанс разбиться был процентов 60, не меньше!

Так проходили почти все мои полеты на протяжении 10 лет. А летал я 2-3 раза в год, несмотря на все мои усилия летать как можно реже.

Но, мне повезло, у меня появилась возможность пообщаться с действующим пилотом гражданской авиации. Он достаточно подробно рассказал мне о том, как устроена и как функционирует авиация и это послужило толчком к тому, чтобы я начал работать над собой, читать литературу и полностью изменил свое отношение к своим эмоциям, страху и к авиации в целом.

Теперь я летаю 5-6 раз в год, я не выбираю авиакомпанию, не обращаю внимания на погоду, время дня, и, если есть альтернатива поехать поездом или машиной – обязательно выбираю самолет. Неоднократно бывал на карибах, в азии. Летаю со стыковками и выбираю рейс по цене, а не по возрасту самолета. Это просто камень с плеч, я стал свободным человеком! Теперь обо всем по порядку.

Мир безопасен, но не на 100%

В мире нет ни одного 100% безопасного процесса: машины разбиваются, сосульки на голову падают, от отравления мясом умирают и т.д. Т.е. что бы вы не делали, у вас есть 0,000001% что вы умрете в эту секунду. Даже сидя перед компьютером дома, человек может задохнуться от пожара или он погибнет от рук грабителя.

Точно такая же статистика и с самолетами: в день совершается 150 000 рейсов, падает 2-3 самолета в год. Поверьте, переходя дорогу на зеленый, у вас в тысячи раз больше шансов сделать это в последний раз, чем разбиться на самолете. Так устроена жизнь, и мы должны это принять. Если вы это примите, то получите ответ на главное иррациональное утверждение аэрофоба: «Что вы мне доказываете, вон же недавно, в 2001 году, упал самолет по такой-то причине!». Кстати, по статистике, нахождение на высоте 10 000м в самолете безопаснее, чем спать в собственной кровати. Просто никому не интересно смотреть в новостях, как человек умер во сне. Чтобы словить хайп, новостные каналы лучше покажут, как люди выбегают из горящего самолета.

Итак, первый тезис: летать на самолете гораздо безопаснее, чем на каком-либо другом виде транспорта. Но вероятность погибнуть одна к пятидесяти миллионам все же есть, так же как и в любом другом процессе жизнедеятельности.

Становимся экспертами в области авиации

Вам нужно стать небольшим экспертом в области авиации. Читайте профессиональные авиафорумы, подписывайтесь на каналы летчиков-блогеров. Любые новости и видео про авиакатастрофы помечайте галочкой как неинтересные, чтобы больше не попадали к вам в рекомендации.

Вы должны четко понимать, как самолет держится в воздухе – ему для этого нужен только воздух и скорость. На скорости 300 км\ч самолет так же крепко держится в воздухе, как поезд на рельсах. На крейсерской скорости 850 км\ч – он держится в воздухе – в десятки раз крепче и надежнее, чем поезд на рельсах. Он просто физически не может камнем упасть на такой скорости, т.к. это противоречит законам физики.

Турбулентность – абсолютно безопасна. Воздух, как и земля, неоднороден, и из-за больших скоростей, сантиметровое движение самолета на скорости 850 км\ч воспринимается как тряска. Даже в самую сильную турбулентность, когда люди вылетают из своих кресел, амплитуда движения самолета не превышает одного метра. От турбулентности не произошло еще ни одной катастрофы. «Воздушных ям» и «проваливаний» тоже не существует – это лишь ошибка нашего вестибулярного аппарата. Например, самолет набирает высоту со скоростью 15 м\с и тут автопилот устанавливает набор высоты на скорость 2 м\с – наш вестибулярный аппарат воспринимает это как проваливание (падение), хотя в реальности мы продолжаем набирать высоту.

Все системы в самолете дублированы и не один раз. Отказ любой системы – не приводит к катастрофе.

Все самолеты обслуживаются и проверяются по регламентам компании производителя и при участии сотрудников производителя самолета. В отличии от автомобилей, запчасти меняются заблаговременно, до окончания срока их службы. По технической части 20 летний боинг таджикских авиалиний и новый боинг люфтганзы - одинаково безопасны. Согласно статистике, нет данных, что старые самолеты разбиваются чаще новых.

Все пилоты, хоть в Канаде, хоть в Бангладеш раз в полгода сдают экзамен международному авиационному комитету. Непрофессионал не попадет за штурвал. Отдельно пилотов проверяют на алкоголь перед каждым вылетом. Авиакомпания не даст рисковать самолетом, стоимостью миллиард рублей.

Второй тезис: технически самолет гораздо безопаснее любого другого вида транспорта. Пилотов постоянно проверяют. Самолет постоянно следит за действиями пилота, пилот следит за самолетом. Человеческий фактор сведен к минимуму. Почему тогда они все равно падают: см тезис 1.

Меняем мышление

Все вышеперечисленное, это только 30% успеха. Еще 30% - это Ваш психологический настрой.

Разрешите себе испытывать страх. Перестаньте с ним бороться. Летайте не обращая внимание на свой страх, свои эмоции. Через силу, запихивайте себя в самолет, бойтесь столько, сколько нужно. Бояться – нормально, страх безопасен. От страха не умирают – от него не бывает инсультов и инфарктов! Страх – это всего лишь неприятные симптомы, которые пытаются нас уберечь от опасности. Но опасности не существует, мы сами себе ее выдумали.

Существует только один способ побороть страх – это делать то, чего боишься. Если будете его приглушать алкоголем, таблетками или просмотром фильмов и прослушиванием музыки – то никогда не перестанете бояться летать.

Каждую тревожную мысль, возникающую в полете, сразу же прямо в самолете записывайте. Потом, дома, в спокойной обстановке ее разберите. Но имейте в виду, что на первом этапе, череда тревожных мыслей будет бесконечной.

Приведу пример: вы боялись, что оторвется крыло. Дома разобрали свою мысль – крылья у самолетов не отрываются, так как их закрепляют с многократным запасом. Перестали этого бояться. В следующем полете вам пришла мысль, что шасси не выйдет: дома почитали литературу, что система шасси троекратно дублирована и вероятность, что она откажет, одна к миллиону, но даже в этом случае самолет рассчитан на посадку с убранными шасси. Потом появилась мысль - «все двигатели откажут» – прочитали информацию: по статистике, нужно летать 200 лет подряд, чтобы именно на вашем рейсе отказал двигатель. У подавляющего большинства пилотов в мире такой ситуации никогда не происходило. А вероятность что откажут одновременно оба двигателя – 200 лет в квадрате. И даже если это произойдет, самолет без двигателей может пролететь 500 км и сесть на ближайшем аэродроме, а если откажут на малой высоте, что сесть в поле или на воду.

На самом деле, это список можно продолжать бесконечно, т.к. самолет состоит из миллионов деталей. Вам нужно осознать, что из-за того, что у вас тревожно-мнительный характер, вы будете себе бесконечно накручивать разные ситуации. Просто примите это и относитесь к своим мыслям критически. Позвольте этим мыслям быть, не сопротивляйтесь им. Но, каждый раз, когда они приходят к вам в голову, напоминайте себе, что это всего лишь ваши мысли, вызванные тревожно-мнительным характером; они не соответствуют реальности, летать безопасно.

В авиации задействовано огромное количество профессионалов. Пилот, диспетчер или инженер – это не «михалыч из соседнего гаража» - это средний класс нашего общества, образованные, интеллигентные, ответственные люди, профессионалы своего дела. Просто доверьтесь им, они знают свою работу и хорошо ее выполняют. А международный авиационный комитет контролирует их работу по самым высоким международным стандартам. Ведь самолеты эфиопских авиалиний летают в Нью-Йорк и Дубай, и если бы они были небезопасны, они бы представляли угрозу для Эмирейтс и Люфтганзы в этих аэропортах и их бы туда не пускали.

Тезис третий: наш страх не имеет ничего общего с реальностью. Мы воспринимаем безопасную ситуацию как опасную. В авиации работают образованные люди, нужно просто им довериться, они сами за всем проследят и сделают все как надо.

Практика, практика и еще раз практика

И самые главные 30% - это практика! Летайте как можно чаще. Просто в Питер слетайте на выходные, хотя бы только ради работы с аэрофобией.

Но нужно не просто летать, а делать это с правильными мыслями. Постоянно доказывайте себе, что авиация безопасна. Что ваши ощущения и мысли, что что-то пойдет не так, это не более чем ощущения, не имеющие ничего общего с реальностью.

Перестаньте выбирать авиакомпании, смотреть возраст самолетов и т.п. Выбирайте как можно более старый самолет. Он точно также безопасен! Летайте со стыковками. В общем поступайте так, как больше всего боитесь.

Желайте себе плохой погоды, побольше турбулентности. Все это абсолютно безопасно.

Не употребляйте алкоголь, таблетки. Не отвлекайтесь от страха на чтение, просмотр фильмов и прослушивание музыки. Смотрите в иллюминатор. Следите за своими мыслями и все тревожные выписывайте.

Чем чаще вы будете летать на самолете, но с правильными мыслями и пониманием того, что самолет очень надежен, тем быстрее избавитесь от аэрофобии, как это сделал я!

-2

Заключение

Страх не пройдет после первого полета и даже после второго. Но он постепенно будет уменьшаться.

Запомните самую главную истину: пока ваша цель избавиться от страха полета – вы от него никогда не избавитесь. Избавление от аэрофобии возможно только через выход из зоны комфорта. Ваша цель – это летать как можно чаще, предпочитать самолет другим видам транспорта, покупая билеты смотреть только на цену, а не на авиакомпанию и возраст самолета. Выход из зоны комфорта всегда сопровождается дискомфортом и страхом. Как только ваша зона комфорта расширится, страх постепенно уйдет.

Все что я здесь описал, это лишь 1% тех знаний, которые я получил при работе со своей аэрофобией. Кому нужны мои конспекты по работе с аэрофобией, пишите в комментариях почту, я вам отправлю.