Экспансия скифов в Малую Азию: царство амазонок (21 – 13 вв. до н.э.)
Следущее известие о событиях в Скифии относится ко времени около 21 в. до н.э. (сразу после прекращения господства скифов в Причерноморье). Как утверждает П.Трог, знаменитое «царство амазонок», игравшее такую большую роль в греческих преданиях, было основано на южном берегу Черного моря «скифскими юношами царского рода», Плином и Сколопитом, которых якобы изгнали с родины из-за происков вельмож. Очевидно, это было вполне реальное политическое образование, существовавшее с 21 века до н.э. по 4 век до н.э. Вполне вероятно, что «царство амазонок», по мнению Н.Васильевой, тождественно «стране КАСКА» на малоазийском побережье Черного моря, упоминаемой хеттскими и другими источниками. Этноним «каска, касог, касак» отмечается в Приазовье и на Кубани еще в Средние века. Очевидно, он относится еще к протоарийской эпохе, и именно к нему восходит современный термин «казак». Таким образом, амазонки из «страны каска» оказываются казачками!
Интересно, что «страна амазонок» долгое время поддерживала политические связи со Скифией, своей «основной базой». Согласно П.Трогу, во время войны с афинским царем Тезеем царица амазонок Орития обратилась за помощью к скифскому царю Сагилу.
Очевидно, в поздний период своего существования (Тезей, согласно традиционной хронологии, правил в 13 в. до н.э.) царство амазонок успело «вписаться» в местные, малоазийские условия. Уже преемница Оритии, царица Пентесилия, участвовала в Троянской войне на стороне Трои, форпоста малоазийской цивилизации на западе. Штурмовали же город соединенные войска греков-ахейцев (микенцев) и данайцев (то есть танаитов, донцов), выходцев с берегов Азовского моря. Видим, «страна амазонок», основанная скифскими изгнанниками колония на южном побережье Черного моря около 21в. до н.э., в 13 в. до н.э., утратила связи с прародиной, ее правящая элита «растворилась в местном населении».
Поражение скифов от фракийцев (16 в. до н.э.)
О крупном поражении, которое некогда претерпели скифы от фракийцев, сообщил римский историк Арриан. Якобы после этого поражения скифы, которые «прежде питались хлебом и занимались земледелием, жили в домах и имели города» (!), усилили скотоводство, чтобы стать более подвижными и воинственными. Что за событие имелось в виду? Во времена собственно скифские, в раннем железном веке, ничего подобного не могло бы случиться. Сильное государство Причерноморья не только не уступало фракийцам (то есть народам Северных Балкан), но напротив, безусловно, доминировало над ними. Очевидно, речь может идти только о древнейших событиях эпохи бронзы. Пониманию этого факта мешает только предвзятое представление, что «скифы» и «киммерийцы» - это два разных народа. Если обратиться к данным археологии, то у нас есть только одна возможность локализовать «поражение скифов от фракийцев» во времени: соотнести это событие с появлением в Причерноморье так называемой «культуры многоваликовой керамики» (16-14 вв. до н.э.).
Прекращение около 1600 г. до н.э. Катакомбной культуры свидетельствует о какой-то глубокой внутренней перестройке цивилизации Скифии. Вполне вероятно, что именно в этот критический момент Скифия и подверглась экспансии с западного направления. В самом деле, все бывшие западные области Катакомбной культуры, вплоть до реки Дон, оказались на два-три столетия заняты новой общностью «многоваликовой керамики», традиции которой сильно отличались от местных: в частности, почти исчез классический южнорусский курганный обряд захоронения. Очевидно, «многоваликовую керамику» принесли с Дуная и Балкан фракийцы, подчинившие всю территорию современной Украины. За Доном же продолжала развитие местная традиция, преемственная с арийской степной культурой ранней бронзы. Начиная с 1600 г. до н.э., в регионе от Урала до Волги и Дона сложилась Срубная культура. Две этнополитические общности, Многоваликовая и Срубная, были разделены линией мощных каменных крепостей на Нижнем Дону, что свидетельствует об их военно-политическом противостоянии.
Сообщение Арриана о том, что скифы после поражения «оставили земледелие», став менее оседлыми, но более подвижными и воинственными, тоже может найти археологическое подтверждение: в 16-14 вв. до н.э. в волго-уральских степях действительно имел место определенный культурный упадок; так, прекратилось строение хорошо укрепленных и тщательно застроенных протогородов типа знаменитого Аркаима, их сменили поселки с небольшими домами. Тем не менее упадок через несколько столетий был преодолен. В 14 в. до н.э. донские крепости пали, и Срубная культура заняла всю Украину, восстановив тем самым целостность Великой Скифии.