Найти тему

Мавзолей Гур-Эмир

Воздвигнутый по инициативе и на средства Амира Темура в 1404 году, шедевр персидского зодчества эпохи Тимуридов, занимает важное место в истории мировой исламской архитектуры.

Главным архитектором мавзолея был выходец из иранского города Исфаган — Махмуд Исфахани.

Усыпальница Тимуридов послужила прообразом для известных памятников архитектуры эпохи Великих Монголов: мавзолея Хумаюна в Дели и мавзолея Тадж-Махал в Агре, построенных потомками Тимура, которые в своё время были правящей династией Северной Индии.

-2

Строительство

В 1403 году после военного похода на Османскую империю умер престолонаследник Тимура Мухаммад Султан. Вернувшись в Самарканд осенью 1404 года Тимур приказал для своего внука построить мавзолей, ставший семейной усыпальницей Гур-Эмир. Мавзолей построен в юго-восточной части средневекового Самарканда, рядом с медресе и ханакой Мухаммад Султана.

Тимур умер во время похода в Китае. В январе 1405 года он прибыл в город Отрар, где заболел и умер. Тело забальзамировали, положили в гроб из черного дерева, обитый серебряной парчой, и вопреки воле Тимура, который завещал чтобы его похоронили в родном Кеше, по инициативе его внука Халил-султана отвезли в Самарканд. Тамерлан был похоронен в мавзолее Гур-Эмир, в ту пору ещё незавершённом.

В правление Улугбека мавзолей стал семейным склепом Тимуридов, сделан дверной проём, чтобы обеспечить вход в мавзолей.

-3

-4

Гур-Эмир представляет собой однокупольное здание со склепом. Он выделяется простотой конструкции и торжественной монументальностью архитектуры.

Доминирует огромный ребристый купол, немного нависающий над цилиндрическим баранбаном. Нижняя часть здания представляет восьмигранник который почти скрыт множеством позднейших пристроек. К северу обращён небольшой портал. На долю купола и барабана приходится более половины общей высоты здания.

В Гур-Эмире к тимуровскому времени относится только главное здание мавзолея. В изразцовые декорации здания мавзолея решительно господствует крупная мозаика из квадратных и продолговатых поливных кирпичей — тёмно-синих, голубых и белых. Но только рёбра купола и сталактитового перехода к нему от барабана были сплошь покрыты поливными кирпичами. На барабане же орнаментальные мотивы и надписи выполнены по фону из жёлтых терракотовых облицовочных кирпичей

Источник фото: Admagazineru

Информация в открытом доступе

Проект "Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира"