Найти тему
Пенсионер России

Чукотка: есть ли жизнь на краю земли?

Оглавление
pixabay.com
pixabay.com

Еду домой на междугороднем автобусе Екатеринбург – Североуральск. Давно приметил: если в дальней поездке попадутся хорошие соседи, то и дорога не в тягость, и при общении с интересными людьми узнаешь что-то новое.

На соседнем кресле у окна сидела женщина почтенного возраста. Она тоже ехала домой, в Североуральск. Мы познакомились и разговорились.

Антонина Васильевна Лушникова давно находится на заслуженном отдыхе, ветеран труда. Она – из того поколения, которое мы называем «дети войны». В 1941 году в возрасте четырех лет родители привезли ее на Северный Урал. После окончания школы училась в кооперативном техникуме в Свердловске, стала товароведом. И 15 лет жила на Чукотке. В тех далеких краях я не бывал и попросил попутчицу рассказать о людях, живущих на краю земли.

Иногда и антисанитария – благо

Антонина Васильевна жила в поселке Беринговский, работала в «Северторге» товароведом. Ей предложили сменить место жительства и переселиться в село Хатырка. Она согласилась.

…Тундра. Постоянно дует ветер с Берингова моря. В селе с населением в тысячу человек проживают в основном чукчи. Хатырка – это база оленеводческого совхоза. Дома щитовые, одноэтажные. Тут нет воровства, жители не закрывают свои дома на замок – так всегда было принято. Однажды женщина вернулась с работы домой и увидела, что кто-то в нем побывал: вещи на месте, но на комоде не оказалось одеколона, однако за него неизвестный оставил деньги.

На следующий день в магазин пришел чукча и заявил, что это он побывал вчера у нее «в гостях». В селе действовал «сухой закон», его ввели, чтобы коренное население не спивалось. Народы Севера не могут усваивать спиртное, оно для них – настоящий яд. Поэтому и не могут рассчитать свои силы: немного выпьют и спят на морозе. Бывали случаи, что и замерзали так. Борясь с антисанитарией, местные власти допускали серьезные ошибки: пытались приучить коренных жителей Чукотки к помывке, заманивая в баню спиртным. Если чукча помоется, давали ему талон на бутылку вина. В итоге часто чукчи шли на обман: помочит кто-то из них в бане голову водой и просит талон на спиртное, а сам не мытый. Может, оно к лучшему было, ведь в борьбе за чистоту нельзя ко всем подходить с одинаковой меркой, без учета национальной специфики. Позднее ученые-медики обнаружили: у малых народов, пасущих оленей в тундре, при еженедельной помывке в бане снижался иммунитет, они начинали часто болеть.

«На икру смотреть не могу»

– Почему молодежь ехала на север? Романтика? – поинтересовался я у собеседницы.

– Да. Но были и житейские причины: высокие заработки. На Чукотке северная надбавка – один к двум, и стаж работы удваивался.

О своей жизни в Хатырке А.В. Лушникова рассказывала увлеченно. Тундра на берегу моря, автомобильных дорог нет. Для сообщения с районным центром существовало два варианта: вертолетами – 45 минут полета, или пароходами в период навигации. По морю в село на целый год завозили дизельное топливо, продукты в магазин и многое другое.

Мясо и рыбу в магазине не покупали, этих продуктов в достатке имелось своих, всегда свежих. Чукчи приводили Антонину Васильевну к стаду и предлагали выбрать любого оленя. Она возражала:

«Зачем мне столько мяса?»

Местные жители относились к ней, приезжей, с уважением, снабжали свежей олениной, хорошей морской рыбой. «Икры, – говорит моя попутчица, – наелась так, что до сих пор на нее смотреть не могу».

Зимы суровые: мороз, сильный ветер. Порой пурга мела целую неделю. В селе работали школа и больница. Была построена ферма, в которой держали восемь коров и одного быка, чтобы обеспечивать свежим молоком учеников и больных. Этот факт меня удивил: «А где же брали сено для коров? В тундре его не накосишь». Оказывается, сено тоже завозили в село пароходами в период навигации. М-да… Пятьдесят лет назад на краю земли думали, прежде всего, о людях, а не только, как сейчас, о прибыли.

Будем помнить

Автобус шел дальше на север нашей области. Проехали Серов, Краснотурьинск, Карпинск. Зашел у нас разговор и о старшем поколении, о родителях. Узнал от Антонины Васильевны о том, что в 1941 году ее отец, Василий Сергеевич Плясунов, после окончания техникума был направлен на работу в Североуральск. В то время города еще не было, существовал только поселок Петропавловский, городом Североуральск стал в 1944 году.

В Великую Отечественную войну и в послевоенное время отец моей собеседницы работал в тресте «Бокситстрой», был начальником буровзрывных работ. Награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени.

Такие люди не щадили себя, строили шахты бокситового рудника, возводили сам город. В год 75-летия Великой Победы мы должны помнить о них. Победа ковалась не только на фронте, самоотверженный труд советских людей в тылу помогал победить фашизм.

Вот так, случайно, я познакомился с хорошим человеком и прикоснулся к истории Североуральска.

Еще больше статей от наших читателей и авторов - здесь.

Автор Юрий Якимов

Вам понравился этот материал? Жмите лайк и подписывайтесь на канал