Газопровод OPAL проходит через территорию Германии от побережья Балтики до чешской границы. Он соединяет «Северный поток — 1» с европейской газотранспортной системой. Именно через него компания «Газпром» поставляет российский газ в Германию, Чехию и другие страны. Его ежегодная пропускная мощность составляет 36 миллиардов кубометров. Функции оператора выполняет немецкая компания OPAL Gastransport GmbH.
Ещё недавно «Газпром» имел возможность безраздельно пользоваться этим газопроводом, но теперь его можно использовать лишь на половину мощности.
Так решил суд
Причина тому — газовая директива Евросоюза, запрещающая монопольное использование газопроводов. Её ещё называют «Третьим энергопакетом». Она требует от «Газпрома» оставить 50% мощности трубопровода для других поставщиков. Правда, никакие другие поставщики использовать OPAL не планируют.
Изначально Россия имела право использовать лишь половину мощности газопровода, но в 2016 году ей удалось добиться от Еврокомиссии права на стопроцентную прокачку российского газа по этой трубе.
Но в этом году «Польская нефтяная и газовая компания» (PGNiG) подала иск в Европейский суд с требованием оставить для российского газа лишь 50% трубопровода. Своё требование поляки мотивировали тем, что стопроцентная загрузка OPAL российским газом якобы нарушает принцип европейской солидарности, что бы это ни означало.
В сентябре этого года в Люксембурге состоялось судебное заседание, на котором было решено удовлетворить требование Польши. Из-за этого России пришлось снизить поставки газа через «Северный поток — 1» и снова увеличить объём транзита через Украину.
Кстати, польский иск поддержали Литва и Латвия, а Германия выступила против него.
Что плохого в украинском транзите?
На первый взгляд, доставка газа в Европу через Украину — оптимальный вариант. Ведь недаром именно через Украину были проложены ещё во времена СССР первые газопроводы из Сибири в Западную Европу. Это наиболее удобный маршрут. В последние годы через него пропускалось до 90 миллиардов кубометров в год.
Но на сегодняшний день он стал самым ненадёжным и экономически невыгодным. И дело тут даже не в политических разногласиях между Россией и Украиной, хотя и они сильно влияют на этот вопрос. Дело в том, что по контракту, действие которого закончилось в конце 2019 года, стоимость транзита через украинскую территорию с 2009 года по настоящее время составляла 2,61 доллара за прокачку одной тысячи кубометров газа на 100 километров.
Чтобы понимать, насколько украинский транзит «золотой» для России, приведём в пример тот же OPAL, стоимость транспортировки через который тысячи кубометров газа на 100 км составляет всего лишь 0,51 доллара. И это не исключение. Например, белорусский «Белтрансгаз» до того, как его купил «Газпром», получал за транзит 0,4 доллара.
Таким образом, даже менее удачные решения с точки зрения логистики более выгодны «Газпрому», чем украинский транзит. И это главная причина строительства альтернативных газопроводов в обход Украины.
Позиция Германии
Выходит, что будущее газопровода OPAL имеет прямое отношение к украинскому транзиту, хотя на первый взгляд никак с ним не связано. В данном случае позиции России и Германии во многом совпадают, ведь речь идёт о финансовой выгоде.
Влиятельные европейские политики открыто показывают своё недовольство решением Европейского суда. Например, депутат от немецкой политической партии «Альтернатива для Германии» Робби Шлунд, возглавляющий германо-российскую группу в бундестаге, высказал следующую точку зрения по данному вопросу.
«Приговор, конечно, политический, Россию пытаются в традициях торговой войны вытеснить с рынка, хотя бы частично, и дискредитировать. В то же время есть намерение, искусственно сокращая объёмы транзита, повысить цену на российский газ, чтобы сделать американский сжиженный газ более конкурентоспособным» (цитата РИА Новости).
Немецкий политик считает, что это решение приведёт к удорожанию энергоресурсов в ряде европейских стран. Это угроза для энергетической безопасности региона. Шлунд считает, что Германии необходимы постоянные поставки газа из России.
Собственно, позиция «Альтернативы для Германии» известна. Она последовательно выступает за укрепление энергетического сотрудничества между Россией и Германией.
Даже на уровне федерального правительства Германия подавала апелляцию против ограничения использования OPAL, но она была отклонена.
Конечно, Германия является «паровозом Европы», в большой степени именно эта страна является фундаментом, на котором базируется Евросоюз. В то же время она блюдёт свои экономические интересы и всеми способами их защищает.
Естественно, статус лидера Европы обязывает Германию служить примером для остальных. Поэтому сразу после сентябрьского решения Европейского суда удовлетворить иск Польши немецкое Федеральное сетевое агентство запретило оператору газопровода OPAL прокачивать объёмы газа сверх установленной нормы.
Следует также понимать, что ещё не достроенный газопровод EUGAL, который продолжит «Северный поток — 2», ожидает то же самое.
Ответные ходы «Газпрома»
В конце 2019 года прекратил своё действие десятилетний контракт между российским «Газпромом» и украинским «Нафтогазом». Глава «Нафтогаза» Юрий Витренко уже заявил журналистам Deutsche Welle, как поступит с 1 января 2020 года, когда действие старого контракта закончится. Украинская сторона перестанет пропускать газ в Европу, а будет закачивать его в свои подземные хранилища как «бесхозный газ неопределённого собственника».
Новый контракт Украина хотела бы тоже сделать долгосрочным и привязанным к объёмам. Желательно, чтобы Россия прокачивала по украинской трубе не менее 90 кубометров в год.
«Газпром» уже наступал на эти грабли и не собирается делать этого снова. Поэтому хочет, чтобы новый договор был заключён на короткий срок и без привязки к объёмам транзита. Если принять украинские условия, то строительство альтернативных трубопроводов, на которое израсходованы немалые средства, окажется бессмысленным. Скорее всего, стороны сойдутся где-то посередине.
Исходя из этого, с некоторой вероятностью можно ожидать «газовой войны» с начала 2020 года. Подготовка к ней уже ведётся всеми сторонами, которые может затронуть этот конфликт. И Украина, и европейские страны наращивают запасы природного газа в своих подземных хранилищах, чтобы без проблем пережить зиму.
Российское судно-газовоз «Маршал Василевский», ранее выполнявшее роль плавучего терминала СПГ для обеспечения газом Калининградской области, теперь перебазировалось в Атлантику.
Вероятно, это делается, чтобы в случае проблем с украинским транзитом поставлять газ в Европу через альтернативные трубопроводы, а также в сжиженном виде с помощью «Василевского».
Конечно, в этой ситуации для «Газпрома» ограничения по объёмам использования трубопровода OPAL крайне нежелательны. С одной стороны, из-за этого приходится снижать количество транспортируемого газа через «Северный поток — 1». С другой стороны, решение по OPAL является нежелательным для России юридическим прецедентом, который может коснуться и других газопроводов. Подобный приём могут применить и применят против СП-2 и продолжения «Турецкого потока».
С другой стороны, «Третий энергопакет» — это палка о двух концах. Дело в том, что в своих интересах его может использовать и «Газпром», например, по отношению к той же Польше.
Можно догадаться, что усилия поляков по ограничению объёмов транспортировки газа через OPAL не только имеют цель навредить России, но и преследуют экономическую выгоду. Польская PGNiG претендует стать главным импортёром американского СПГ в Европу.
Уже известно, что эта компания не намерена продлевать контракт с «Газпромом» в 2022 году. Поляки планируют продавать американский сжиженный газ на Украину и другие страны. Кроме того, они строят трубопровод Baltic Pipe для норвежского газа.
В принципе, «Газпром» в рамках европейского «Третьего энергопакета» может потребовать сократить прокачку газа из Норвегии по польскому трубопроводу в два раза, чтобы использовать освободившиеся мощности для российского газа. Понятно, что нам эта труба не нужна. Но такой ход можно сделать в отместку за действия поляков против OPAL, даже не пользуясь Baltic Pipe, чтобы и они использовали свой трубопровод наполовину.
И это не просто фантазии и предположения. В случае с Трансадриатическим газопроводом (ТАР) между Албанией и Италией, по которому идёт газ с азербайджанского месторождения Шах-Дениз, «Газпром» может претендовать на половину его мощности, соединив его с «Турецким потоком». Российская компания уже об этом заявляла, а Еврокомиссия подтвердила, что для этого есть все основания.
А что касается других российских газопроводов, то те из них, которые построены до принятия «Третьего энергопакета», не попадают под его действие.
Поэтому трудно сказать, кто больше пострадает от введения ограничений на транспортировку газа.
Касаемо OPAL, «Газпром» может построить дополнительную нитку, параллельную этому газопроводу, и заполнить её газом на 50%. Примерные затраты на её строительство составят около 1 миллиарда евро, но эта сумма меньше, чем расходы на транзит газа через Украину.
Кроме того, практика показывает, что европейские страны в моменты острого газового дефицита быстро и легко отменяют собственные внутренние ограничения на транспортировку. Ведь никто не хочет замерзать.