Автор: Ирина Жигмунд
Фильм Чжана Имоу «Тень» вышел на экраны в 2018 году, но я смогла его посмотреть только на днях. Меня зацепила его визуальная сторона, поэтому я нашла на одном китайском ресурсе (спасибо транслятору!) интересный рассказ художника по костюмам Чэнь Мин Чжэна о создании стиля фильма и решила с вами поделиться.
Это четвертый проект Имоу и Чэня: они вместе работали на церемонии открытия Олимпийских игр в Пекине (2008), над оперой «Турандот» в «Запретном городе» (2009) и на фильме «Простая история лапши» (2009).
На этом фильме команда Чэня отвечала за костюмы и грим.
Фильм отличает изысканная черно-серо-белая палитра, напоминающая китайские рисунки тушью. Причем, это касается не только костюмов, но и реквизита, декораций. Тем не менее, эта интересная идея возникла не сразу. Изначально, режиссер Чжан Имоу просил сделать эскизы костюмов в цвете. А потом - уменьшить цветность до 50%, 30% и закончилось графичной монохромностью.
Оказалось, что в костюме это сделать не так просто. Тут нужно было соблюсти баланс между цветом человеческого тела (фильм снят в цвете) и черно-белым костюмом. Поэтому, художник каждый костюм разрабатывал, как некое ритмичное произведение.
Работа оказалась настолько сложной, что заняла 9 месяцев бесконечных проб и ошибок.
Сначала, команда Чэня искала классические китайские рисунки тушью в электронном виде и в большом разрешении для того, чтобы потом перенести их на ткань.
Но найти рисунки хорошего качества так и не удалось. Тогда они решили использовать технику "аквамонотипия" (или "марблинг" - мраморирование бумаги). Суть заключается в том, что на поверхности воды растворяют пятнами краски и переносят образовавшийся рисунок на бумагу или ткань.
Видео, как делается рисунок в японской технике Suminagashi - близкой к той, что применялась в фильме
Чжану Имоу очень понравился результат. «Божественно! Просто, божественно! Это уже не ткань, а картина, хочу, чтобы вы увеличили масштаб и сделали из этих произведений искусства костюмы!», -воскликнул он.
Из тысячи эскизных вариантов Чжан Имоу отобрал 400 образцов, после чего художник приступил к созданию рисунков для ткани.
Сначала он сделал в технике «аквамонотипия» самые большие листы рисовой бумаги, которые смог найти, проверяя на ней интенсивность наложения цвета. Один лист получился очень темным, другой – светлее, следующий – еще бледнее и т.д. Потом Чэнь сфотографировал эти листы на фотокамеру с хорошим разрешением, чтобы впоследствии перенести изображения на ткань. Можно было, конечно, сразу печатать рисунок на ткани, но костюм – не одномерен, а трехмерен, тут нужно учитывать складки, крой, расположение рисунка на фигуре.
Поэтому ткань печаталась, исходя из всех этих нюансов. К тому же, нужно было иногда увеличить или уменьшить рисунок, чтобы создать определенный ритм. И, поскольку, фильм «Тень» - это боевик, то необходимо было сделать дубли костюмов.
Любопытно, что все эти эксперименты с аквамонотипией и вдохновили режиссера на создание стиля фильма в духе китайского рисунка тушью и смотрится это очень эффектно.
Основная визуальная идея картины – инь и янь. Поэтому, подходя к созданию костюмов для персонажей, художник продумывал то, как подчеркнуть гендерные (а заодно и социальные) различия через насыщенность черно-белых пятен. Было решено, что у женщин будет 60% - 70% белого цвета, а у мужчин, наоборот, 60% - 70% «брызг чернил».
К тому же, через соотношение цветов, их контраст, художник раскрыл характер каждого персонажа.
Конечно, пришлось немало поломать голову над тем, из каких материалов шить эти костюмы. Поскольку они многослойные, то тут нужно было подобрать такие фактуры, которые правильно взаимодействовали бы друг с другом, не создавая лишних объемов и не меняли интенсивность цвета.
Еще одной проблемой стало бесконечное присутствие дождя в уличных сценах – ведь намокая, ткани слипаются и теряют всю свою продуманную эстетическую привлекательность. Поэтому к натуральным тканям пришлось добавлять синтетические, которые в мокром виде не прилипают к нижнему слою одежды.
Вот такая история! Не знаю, как вы, а я очень люблю такие эксперименты)