Создавая материалы о керамике, совершенно невозможно обойтись без персоналий. И хотя современное прикладное искусство часто безымянно и заполнено «брендами» известных производителей, некоторые личности пробиваются сквозь «поточность» крупных производств, оставляя вехи и трансформируя наши представления об известных с детства вещах, кардинально разворачивая наше мышление и открывая полностью новое направление в искусстве и архитектуре. Как это сделал выдающийся художник современности Антонио Гауди, в творчестве которого керамика занимает не последнее место.
Мы пишем о его работах подробнее в своей статье «Антонио Гауди — поэт каталонского модерна», но все равно, лучше съездить в Барселону и взглянуть на них. Сейчас же мы остановимся только на керамике Гауди, как ярчайшем проявлении декоративного таланта гения. В 1878 году будущий великий архитектор получил заказ от владельца фабрики по производству керамической плитки Мануэля Висенса. который хотел увидеть в своем будущем доме «царство керамики». Гауди создал шедевр, известный как Casa Vicens, который вошел в число достопримечательностей Барселоны и в котором керамический декор настолько переплетается с конструкциями, что даже профессиональные строители не сразу могут сообразить, где заканчивается сама постройка и начинается декор.
Стены дома переливаются многоцветными сияющими майоликами в мавританском стиле, с потолков свисают причудливые сталактиты, органично переходящие в несущие колонны. Получился замок, в котором количество цветов и форм керамической плитки просто невозможно сосчитать.
Гауди закончил этот дом в 1885 году. Все его фасады облицованы керамическим кирпичом и многоцветной изразцовой плиткой, произведенной на фабрике Висенса. Фактически дом стал не просто местом жительства богатого фабриканта, но и вечной рекламой его продукции.
Продолжением мавританского стиля в творчестве Гауди стала его работа над пристройкой к дворцу маркиза Комильяса.
В своей новой работе Гауди отходит от мавританских мотивов и создает очередной шедевр в стиле модерн, с элементами нео-готики — дом, носящий название Дворец Гуэля, построенный архитектором в 1890 году.
Каталонский промышленник Гуэль становится меценатом Гауди и приглашает его для строительства Парка Гуэля, для чего приобретает 15 гектаров земли в верхней части Барселоны.
Парк Гуэля полон работами Гауди. На его входе мы можем видеть сразу два здания — административное здание и «дом привратника» — в которых впервые проявился фирменный стиль архитектора. В парке множество скульптур и предметов в керамической мозаике — верхняя терраса, с изогнутой в форме змея скамьей, медальон с головой змеи, мозаичная саламандра, потолок зала «ста колонн».
В 1904 году Гауди перестраивает Дом Бальо — работа, ставшая ступенькой в творчестве мастера, с которой Гауди вообще перестает оглядываться на принятые в архитектуре традиции и начинает руководствоваться исключительно собственным пластическим видением. В Доме Бальо практически нет ни одной прямой линии. Дом символизирует дракона — излюбленного персонажа Гауди.
Главный фасад облицован сложной майоликой. В экстерьере и интерьерах дома используется множество керамических деталей.
Творчество Гауди сформировало лицо эпохи модерна, является его символом в Испании, как творчество Врубеля в России, и между двумя этими художниками, ровесниками и работающими параллельно в одно время, наблюдается устойчивая творческая связь.
Михаил Врубель — художник начала ХХ века, оказавший большое влияние на скульптуру и архитектуру России. Наиболее известные работы в керамике — панно «Принцесса Греза» на фасаде гостиницы Метрополь, майоликовый камин «Микула Селянинович и Вольга», скульптуры-майолики на сказочные темы: «Лель», «Волхва», «Купава». В 1896 году Врубель принимает участие в строительстве особняка Морозова и создает скульптурную группу «Роберт и монахини”, украшающую подножие лестницы.
Михаил Врубель — как и Гауди в Испании, перевернул представление современников о скульптуре, привнеся в нее цвет и блеск, что стало возможным только при использовании керамических техник, изменил общепринятые приемы в майолике, раздробив квадратные плитки на мельчайшие керамические формы, из которых затем создал новые «живописные» полотна и покрытия.
Гуннар Нилунд — шведский керамист-дизайнер, родившийся в Париже в 1904 году в семье известного скульптора Феликса Нилунда, одним из первых отошел от традиционной классической скульптуры и отдался керамике, как средству создания принципиально нового дизайна.
С 1924 года он работал на фабрике Бинг и Грендаль, где осваивал технику глазури. В 1931 году, он пришел работать в керамическую компанию Рёстранда, где начал использовать глазурь как средство самостоятельного выражения и создал множество прикладных работ, имеющих необычный и очень декоративный вид. Он долгие годы возглавлял компанию как главный художник и был лицом Рёстранда. С 1974 года основал собственную компанию.
За пятьдесят лет работы Нилунд создал более 30 рельефов и скульптур для общественных зданий. Большинство оригинальных керамических скульптур Нилунда оказались в музеях. Впечатляет «Львиная голова», которая находится в Национальном музее Стокгольма, «Синяя птица» — в музее Севр в Париже, голова антилопы «Абиссинская гора Ньяла» — находится в Музее Раска в Гетеборге и «Бабуин» в музее в Мальме.
Ева Цайзель — известный керамист и старейший скульптор мира в 2006 году отпраздновала свое столетие. Творчество Евы Цайзель органично и очень женственно. Пожалуй она одна из немногих художников керамистов, создававших поэзию в утилитарных промышленных формах.
Ее творчество всегда было очень прагматично, но одновременно очень поэтично. Вся ее посуда была функционально пригодна, в отличие от, скажем, супрематического чайника Малевича, но при этом была наполнена женственным очарованием. По убеждению Евы, «искусство должно скорее очаровывать, чем побуждать к интеллектуальным выводам».
В 1932 году Ева обручилась с Алексом Вайсбергом, физиком из Харькова, и переехала жить в Советский союз. Здесь очень оценили ее талант и опыт керамиста, поэтому пригласили ее на Ломоносовский фарфоровый завод в качестве иностранного эксперта, где она проработала с еще одним известным керамистом Николаем Суетиным, который возглавлял завод до 1954 года. Николай Суетин, представитель авангардного направления и поклонник супрематизма, реформатор советского фарфора.
Он оценил безошибочное чутье Евы, ее тонкость восприятия, прекрасное чувство пропорции и композиции. В соавторстве были созданы первые промышленные изделия нового советского фарфора — сервиз «Супрематизм», сервиз «Интурист». До 1935 года Ева работала в Советском Союзе и создала большое количество моделей, по которым долгие годы советская промышленность выпускала фарфоровые изделия.
Жизнь Евы была насыщена событиями. Не избежала она и ареста по обвинению в покушении на Сталина. Но к счастью, ее выслали из страны и еще много десятилетий Ева работала в керамике, создав множество прекрасных в своем изяществе образцов промышленного дизайна. Это тот уникальный случай, когда настоящий художник обращается к повседневности. Карим Рашид — известный промышленный дизайнер — говорит о ней: «Ева — моя суррогатная мать в дизайне, идол чувственной формы».
Приложение ее творчества — это фарфоровые сервизы: молочники, тарелки, вазы, солонки, перечницы и подсвечники. Этим она занималась восемь десятилетий с неиссякаемым энтузиазмом. Ее посуда льнет к ладоням, сахарницы напоминают птиц, вазы — женские фигуры, сливочники — водяные лилии. «Красивые вещи делают людей счастливыми», — вот ее главная философия, которой она посвятила свою жизнь.
Еще один известный художник-керамист, работавший в промышленном дизайне Линнея Рут Брюк Вирккала (1916-1999) стала одним из основных реформаторов в керамике Финляндии. Для раннего периода ее творчества характерны примитивистские мотивы — животный и растительный мир, бытовые сценки из жизни.
Все работы Брюк отличаются декоративностью, определенной орнаментальностью, свойственной скорее тканям, нежели керамике. Неудивительно, что к ней обращались производители тканей и обоев для разработки сюжетов для них.
Лиза Ларсон родилась в 1931 году в Швеции. Широкую известность скульптора-керамиста не только в в Швеции, но и во всем мире ей принесли серии скульптур «Зоопарк» 1955 года, «ABC-девочки» 1958 года, «Африка» 1964 года и «Дети мира» 1974-75 годов.
Лиза Ларсон с 1954 работала работала на фабрику Gustavsberg, став лицом компании на целое десятилетие. Наибольший пик ее популярности пришелся на период с 1960 по 1970 годы, благодаря ее глиняным ироничным скульптуркам пышных дам. С 1980 года Лиза работает самостоятельно — независимым дизайнером и скульптором.
Ее работы стали настоящей шведской классикой. Редкие экземпляры хранятся в частных коллекциях, а их цена порой доходит до нескольких тысяч евро.
Почти в каждом шведском доме можно встретить глиняную фигурку Пеппи, которую Ларсон создала по заказу Астрид Линдгрен.
Вальяжные керамические коты Ларсон готовы поселиться в любом уютном доме. Кот, с точки зрения Лизы Ларсон, должен быть толстым и упитанным, с довольным мечтательным выражением мордочки.
Керамика Лизы Ларсон это пример изумительно изящного наивного искусства, в его самой лучшей реализации.
И в завершение просто необходимо написать о еще одном совершенно уникальном современном художнике-керамисте сюрреалестического толка Сергее Исупове. Сюрреализм в живописи — это как-то уже привычно. Но скульптурное переложение Дали — это нечто совершенно новое для восприятия. Его скульптуры необычны по своей форме и по содержанию.
Сергей Исупов признаёт, что сущность его скульптур заключена в потрясающем разнообразии человеческих сущностей. «Когда я думаю о себе или своих работах, я не уверен, что это я создаю их: скорее, они создают меня»,— говорит Сергей Исупов.
Источник: Мастерская "Русская Майолика"