Найти в Дзене
Русская Майолика

Керамисты XX века

Создавая материалы о керамике, совершенно невозможно обойтись без персоналий. И хотя современное прикладное искусство часто безымянно и заполнено «брендами» известных производителей, некоторые личности пробиваются сквозь «поточность» крупных производств, оставляя вехи и трансформируя наши представления об известных с детства вещах, кардинально разворачивая наше мышление и открывая полностью новое направление в искусстве и архитектуре. Как это сделал выдающийся художник современности Антонио Гауди, в творчестве которого керамика занимает не последнее место.

Дом Висенса, А. Гауди
Дом Висенса, А. Гауди

Мы пишем о его работах подробнее в своей статье «Антонио Гауди — поэт каталонского модерна», но все равно, лучше съездить в Барселону и взглянуть на них. Сейчас же мы остановимся только на керамике Гауди, как ярчайшем проявлении декоративного таланта гения. В 1878 году будущий великий архитектор получил заказ от владельца фабрики по производству керамической плитки Мануэля Висенса. который хотел увидеть в своем будущем доме «царство керамики». Гауди создал шедевр, известный как Casa Vicens, который вошел в число достопримечательностей Барселоны и в котором керамический декор настолько переплетается с конструкциями, что даже профессиональные строители не сразу могут сообразить, где заканчивается сама постройка и начинается декор. 

Дом Висенса архитектора Гауди, неомавританский стиль
Дом Висенса архитектора Гауди, неомавританский стиль

Стены дома переливаются многоцветными сияющими майоликами в мавританском стиле, с потолков свисают причудливые сталактиты, органично переходящие в несущие колонны. Получился замок, в котором количество цветов и форм керамической плитки просто невозможно сосчитать.

Гауди закончил этот дом в 1885 году. Все его фасады облицованы керамическим кирпичом и многоцветной изразцовой плиткой, произведенной на фабрике Висенса. Фактически дом стал не просто местом жительства богатого фабриканта, но и вечной рекламой его продукции.

Продолжением мавританского стиля в творчестве Гауди стала его работа над пристройкой к дворцу маркиза Комильяса. 

Дворец маркиза Комильяса. А. Гауди
Дворец маркиза Комильяса. А. Гауди

В своей новой работе Гауди отходит от мавританских мотивов и создает очередной шедевр в стиле модерн, с элементами нео-готики — дом, носящий название Дворец Гуэля, построенный архитектором в 1890 году.

Дом Гуэля, А. Гауди
Дом Гуэля, А. Гауди

Каталонский промышленник Гуэль становится меценатом Гауди и приглашает его для строительства Парка Гуэля, для чего приобретает 15 гектаров земли в верхней части Барселоны.

Парк Гуэля
Парк Гуэля

Парк Гуэля полон работами Гауди. На его входе мы можем видеть сразу два здания — административное здание и «дом привратника» — в которых впервые проявился фирменный стиль архитектора. В парке множество скульптур и предметов в керамической мозаике — верхняя терраса, с изогнутой в форме змея скамьей, медальон с головой змеи, мозаичная саламандра, потолок зала «ста колонн». 

В 1904 году Гауди перестраивает Дом Бальо — работа, ставшая ступенькой в творчестве мастера, с которой Гауди вообще перестает оглядываться на принятые в архитектуре традиции и начинает руководствоваться исключительно собственным пластическим видением. В Доме Бальо практически нет ни одной прямой линии. Дом символизирует дракона — излюбленного персонажа Гауди.

Дом Бальо,архитектор Гауди
Дом Бальо,архитектор Гауди

Главный фасад облицован сложной майоликой. В экстерьере и интерьерах дома используется множество керамических деталей.

Творчество Гауди сформировало лицо эпохи модерна, является его символом в Испании, как творчество Врубеля в России, и между двумя этими художниками, ровесниками и работающими параллельно в одно время, наблюдается устойчивая творческая связь.

Михаил Врубель — художник начала ХХ века, оказавший большое влияние на скульптуру и архитектуру России. Наиболее известные работы в керамике — панно «Принцесса Греза» на фасаде гостиницы Метрополь, майоликовый камин «Микула Селянинович и Вольга», скульптуры-майолики на сказочные темы: «Лель», «Волхва», «Купава». В 1896 году Врубель принимает участие в строительстве особняка Морозова и создает скульптурную группу  «Роберт и монахини”, украшающую подножие лестницы.

Роберт и монахини, М. Врубель
Роберт и монахини, М. Врубель

Михаил Врубель — как и Гауди в Испании, перевернул представление современников о скульптуре, привнеся в нее цвет и блеск, что стало возможным только при использовании керамических техник, изменил общепринятые приемы в майолике, раздробив квадратные плитки на мельчайшие керамические формы, из которых затем создал новые «живописные» полотна и покрытия.

"Морская царица", Михаил Врубель
"Морская царица", Михаил Врубель

Гуннар Нилунд — шведский керамист-дизайнер, родившийся в Париже в 1904 году в семье известного скульптора Феликса Нилунда, одним из первых отошел от традиционной классической скульптуры и отдался керамике, как средству создания принципиально нового  дизайна.  

С 1924 года он работал на фабрике Бинг и Грендаль, где осваивал технику глазури. В 1931 году, он пришел работать в керамическую компанию Рёстранда, где начал использовать глазурь как средство самостоятельного выражения и создал множество прикладных работ, имеющих необычный и очень декоративный вид. Он долгие годы возглавлял компанию как главный художник и был лицом Рёстранда. С 1974 года основал собственную компанию.

Керамика Гуннара Нулида
Керамика Гуннара Нулида

За пятьдесят лет работы Нилунд создал более 30 рельефов и скульптур для общественных зданий. Большинство оригинальных керамических скульптур Нилунда оказались в музеях. Впечатляет «Львиная голова», которая находится в Национальном музее Стокгольма, «Синяя птица» — в музее Севр в Париже, голова антилопы «Абиссинская гора Ньяла» — находится в Музее Раска в Гетеборге и «Бабуин» в музее в Мальме.

Керамика Гуннара Нулида
Керамика Гуннара Нулида

Ева Цайзель — известный керамист и старейший скульптор мира в 2006 году отпраздновала свое столетие. Творчество Евы Цайзель органично и очень женственно. Пожалуй она одна из немногих художников керамистов, создававших поэзию в утилитарных промышленных формах.

Керамика Евы Цайзель
Керамика Евы Цайзель

Ее творчество всегда было очень прагматично, но одновременно очень поэтично. Вся ее посуда была функционально пригодна, в отличие от, скажем, супрематического чайника Малевича, но при этом была наполнена женственным очарованием. По убеждению Евы, «искусство должно скорее очаровывать, чем побуждать к интеллектуальным выводам».

Керамика Евы Цайзель
Керамика Евы Цайзель

В 1932 году Ева обручилась с Алексом Вайсбергом, физиком из Харькова, и переехала жить в Советский союз. Здесь очень оценили ее талант и опыт керамиста, поэтому пригласили ее на Ломоносовский фарфоровый завод в качестве иностранного эксперта, где она проработала с еще одним известным керамистом Николаем Суетиным, который возглавлял завод до 1954 года. Николай Суетин, представитель авангардного направления и поклонник супрематизма, реформатор советского фарфора.

Он оценил безошибочное чутье Евы, ее тонкость восприятия, прекрасное чувство пропорции и композиции. В соавторстве были созданы первые промышленные изделия нового советского фарфора — сервиз «Супрематизм», сервиз «Интурист». До 1935 года Ева работала в Советском Союзе и создала большое количество моделей, по которым долгие годы советская промышленность выпускала фарфоровые изделия.

Сервизы Евы Цайзель
Сервизы Евы Цайзель

Жизнь Евы была насыщена событиями. Не избежала она и ареста по обвинению в покушении на Сталина. Но к счастью, ее выслали из страны и еще много десятилетий Ева работала в керамике, создав множество прекрасных в своем изяществе образцов промышленного дизайна. Это тот уникальный случай, когда настоящий художник обращается к повседневности. Карим Рашид — известный промышленный дизайнер — говорит о ней: «Ева  моя суррогатная мать в дизайне, идол чувственной формы».

Приложение ее творчества —  это фарфоровые сервизы: молочники, тарелки, вазы, солонки, перечницы и подсвечники. Этим она занималась восемь десятилетий с неиссякаемым энтузиазмом. Ее посуда льнет к ладоням, сахарницы напоминают птиц, вазы — женские фигуры, сливочники —  водяные лилии. «Красивые вещи делают людей счастливыми», — вот ее главная философия, которой она посвятила свою жизнь. 

Посуда  Евы Цайзель
Посуда Евы Цайзель

Еще один известный художник-керамист, работавший в промышленном дизайне Линнея Рут Брюк Вирккала (1916-1999)  стала одним из основных реформаторов в керамике Финляндии. Для раннего периода ее творчества характерны примитивистские мотивы — животный и растительный мир, бытовые сценки из жизни.

Ледоход. Линнея Рут Брюк Вирккала
Ледоход. Линнея Рут Брюк Вирккала

Все работы Брюк отличаются декоративностью, определенной орнаментальностью, свойственной скорее тканям, нежели керамике. Неудивительно, что к ней обращались производители тканей и обоев для разработки сюжетов для них.

Домик, керамика, Линнея Рут Брюк Вирккала
Домик, керамика, Линнея Рут Брюк Вирккала

Лиза Ларсон родилась в 1931 году в Швеции. Широкую известность скульптора-керамиста не только в в Швеции, но и во всем мире ей принесли серии скульптур «Зоопарк»  1955 года, «ABC-девочки»  1958 года, «Африка» 1964 года и «Дети мира»  1974-75 годов. 

Зоопарк Лизы Ларсон
Зоопарк Лизы Ларсон

Лиза Ларсон  с 1954 работала работала  на фабрику Gustavsberg, став лицом компании на целое десятилетие. Наибольший пик ее популярности пришелся на период с 1960 по 1970 годы, благодаря ее глиняным ироничным скульптуркам пышных дам.  С 1980 года Лиза работает самостоятельно — независимым дизайнером и скульптором.

Пышные дамы, Лиза Ларсон
Пышные дамы, Лиза Ларсон

Ее работы стали настоящей шведской классикой. Редкие экземпляры хранятся в частных коллекциях, а их цена порой доходит до нескольких тысяч евро.

Почти в каждом шведском доме можно встретить глиняную фигурку Пеппи, которую Ларсон создала по заказу Астрид Линдгрен.

Фигурка Пеппи, которую Ларсон создала по заказу Астрид Линдгрен
Фигурка Пеппи, которую Ларсон создала по заказу Астрид Линдгрен

Вальяжные керамические коты Ларсон готовы поселиться в любом уютном доме. Кот, с точки зрения Лизы Ларсон, должен быть толстым и упитанным, с довольным мечтательным выражением мордочки.
Керамика Лизы Ларсон это пример изумительно изящного наивного искусства, в его самой лучшей реализации.

Коты Лизы Ларсон
Коты Лизы Ларсон

И в завершение просто необходимо написать о еще одном совершенно уникальном современном художнике-керамисте сюрреалестического толка Сергее Исупове. Сюрреализм  в живописи — это как-то уже привычно. Но скульптурное переложение Дали — это нечто совершенно новое для восприятия. Его скульптуры необычны по своей форме и по содержанию.

Сюрреалистичная керамика Сергея Исупова
Сюрреалистичная керамика Сергея Исупова

Сергей Исупов признаёт, что сущность его скульптур заключена  в потрясающем разнообразии человеческих сущностей. «Когда я думаю о себе или своих работах, я не уверен, что это я создаю их: скорее, они создают меня»,— говорит Сергей Исупов. 

Серия человекоживотных, Сергей Исупов
Серия человекоживотных, Сергей Исупов

Источник: Мастерская "Русская Майолика"