Сегодня жертвами разного рода преступлений чаще всего становятся пожилые люди. Мошенники с легкостью их обирают, дети и внуки нередко издеваются над ними – бьют, морят голодом, выгоняют из дому. Однако своего омбудсмена – уполномоченного по правам человека, подобного тому, что есть у детей, у стариков нет, значит, заступиться за них, по сути, некому.
Обычное дело
В редакционной почте нередко встречаются письма, исполненные безысходного отчаяния. Вот совсем свежее от Тамары Николаевны К. из Верхней Пышмы.
«Училась, работала, растила детей, помогала им с внуками и вдруг оказалась бездомной, – пишет пожилая женщина. – Внук обманом продал мою квартиру, которую я заработала тяжким трудом. И куда мне теперь деваться, не представляю».
Судя по фактам, изложенным в письме, Тамаре Николаевне далеко за 70, здоровье не ахти, поскольку она перенесла инфаркт. Мужа и детей схоронила, вступиться за нее или приструнить внука некому. Что прикажете ей делать? Куда обращаться? В полицию? Там от подобных дел открещиваются, поскольку доказать преступный умысел практически невозможно. Сделки такого рода родственнички проворачивают с согласия стариков, обещая им уход и заботу до конца жизни. Судиться? Но где взять на это силы и деньги на адвоката?
Было время, когда в массовом порядке лишенными жилья оказывались малолетние дети из неблагополучных семей и сироты. Однако государство предприняло меры, предотвращающие беззаконие, и ситуация изменилась. Во-первых, запретили сделки с недвижимостью, в результате которых не учитываются интересы несовершеннолетних. Во-вторых, предписали куплю-продажу квартир родителями проводить под надзором органов опеки.
Почему бы не отрегулировать законы подобным образом и в отношении престарелых граждан? К примеру, чтобы внуки и дети могли продать квартиру, принадлежащую бабушке или дедушке, отцу или матери, лишь при условии выделения им доли в собственном жилье. И обязать те же органы опеки контролировать соблюдение прав стариков в таких сделках.
Вакантное место
В последние годы в России появился отряд специализированных омбудсменов, призванных блюсти права отдельных категорий граждан. Теперь у нас есть уполномоченные по правам ребенка, предпринимателей, потребтелей финансовых услуг. Вдобавок над ними стоит уполномоченный по правам человека, так сказать, в общем и целом. Нет в списке омбудсменов лишь ответственного за права пожилых людей. Ну не парадокс ли?
Между тем идея учредить должность уполномоченного по правам стариков муссируется лет пять, если не дольше. С таким предложением, в частности, обращался в 2016 году в Госдуму и в Совет по правам человека при Президенте РФ член Общественной палаты России Султан Хамзаев. В обосновании инициативы он указал, что граждане пенсионного и предпенсионного возраста составляют, по данным Пенсионного фонда России, 62% населения страны. Значит, под опеку нового омбудсмена попадут свыше 80 миллионов человек.
Увы, ожидания не оправдались. Уполномоченный по правам пожилых людей в стране так и не появился. А ведь те, кому за 60, по мнению психологов, являются одной из наиболее уязвимых групп населения, нуждаются в особой помощи и защите.
Именно они, в силу возрастных особенностей и менталитета, легче других попадают в сети аферистов. Именно им сложнее в условиях повального перехода на цифровые технологии добиться решения насущных вопросов от служб и ведомств. Многим старикам даже дозвониться до управляющей компании, поликлиники или горздрава сложно, поскольку везде установлены многоканальные телефоны, по которым автоматический голос советует нажать по тому или иному вопросу ту или иную кнопку. Тому, кто плохо слышит, имеет замедленную реакцию, сориентироваться практически невозможно.
По мнению экспертов, обмудсмен для пожилых мог бы заняться защитой интересов подопечных при их общении с официальными структурами по вопросам выплаты и индексации пенсий, проверки правильности расчетов за коммунальные услуги и причитающихся компенсаций. Добиться создания «телефона доверия» для пожилых, где можно было бы получить совет и поддержку.
А главное – омбудсмен мог бы координировать усилия социальных, надзорных и правоохранительных органов по защите прав пожилых людей. Ведь сейчас их представители не всегда с готовностью откликаются на просьбы о помощи. Да и не все старики способны обратиться с жалобой на обидчиков. К примеру, жертвами домашнего насилия престарелые родители, бабушки и дедушки становятся не реже жен и детей. Однако их слезы зачастую никто не видит.
В обязанности новому омбудсмену стоило бы вменить и защиту обитателей многочисленных частных домов престарелых, где зачастую царят нечеловеческие условия, антисанитария. Следить за порядком в подобных учреждениях могли бы и родственники стариков, но они, увы, озабочены лишь тем, как бы избавиться от отца или матери, ставших обузой, их мало заботит, как с ними обращается персонал.
Масштабы поражают
Требуется вмешательство специализированного омбудсмена и в защиту пожилых граждан от мошенников. По данным органов внутренних дел, каждая третья жертва мошенников находится в преклонных годах. Люди, перевалившие на 6-й десяток, становятся легкой добычей аферистов, так как плохо ориентируются в современных технологиях и привыкли доверять всем, кто представляется сотрудником медицинских или социальных учреждений, различных служб.
Мнимые доктора втягивают пожилых людей, которые в силу возраста испытывают проблемы со здоровьем, в умопомрачительные траты, впаривают им бесполезные БАДы, приборы, которые ничего не лечат. Стариков подбивают на «бесплатные» обследования, выявляя кучу несуществующих страшных болезней, и вынуждают выкладывать десятки, сотни тысяч рублей за «лечение».
Читатель нашей газеты Петр Николаевич С. из Екатеринбурга сообщил, что его дважды обманули одни и те же мошенники. Они пытались поживиться за счет ветерана в третий раз, но тот уже им не поверил. Развели его с помощью весьма распространенной схемы. К нему явились две приятные женщины. Представились сотрудниками социального фонда, сообщили, что пенсионеру причитается льготная путевка в санаторий. Объяснили, что оплатить ее нужно немедленно, так как желающих много. Обрадованный Петр Николаевич выложил 170 тысяч рублей.
Через пару дней «сотрудницы» опять его навестили. Сообщили, что за путевку причитается компенсация, но получить ее можно будет после уплаты налога в 40 тысяч рублей. Ветеран снова отсчитал деньги. А вскоре выяснилось, что путевка липовая, санатория в ней указанного не существует. Контактный телефон, оставленный мошенницами для связи, был отключен.
Через месяц Петру Николаевичу позвонили по поводу «путевки». Мужчина представился приставом-исполнителем, сообщил, что обманувших ветерана мошенников поймали, судили, пострадавшим выплачивают компенсацию ущерба. Перечисляют ее на банковскую карту, поэтому нужно сообщить ее номер и пин-код. К счастью, Петр Николаевич, наученный горьким опытом, был начеку и отказался выполнить просьбу.
К сожалению, ловят мошенников, специализирующихся на обмане стариков, крайне редко. Статистика органов внутренних дел не радует. Из общей массы зарегистрированных преступлений такого рода треть прекращается по нереабилитирующим обстоятельствам, до суда доходит и вовсе примерно 20 процентов. Еще хуже обстоит дело с возмещением ущерба потерпевшим.
– У старенькой тетушки моих знакомых мошенница выманила 370 тысяч рублей, – рассказывает юрист Сергей Паршин. – Я взялся ей помочь. Полиция преступницу изобличила, суд огласил приговор. Но вернуть деньги оказалось невозможно, потому что наложить взыскание было не на что. Мошенница живет в квартире матери, вкладов в банке не имеет, нигде не работает.
Хотелось бы повторить, что пожилые люди нуждаются в особой опеке и защите. Хочется верить, что у нас появится наконец уполномоченный по правам именно этой категории россиян.
Еще больше статей от наших читателей и авторов - здесь.
Автор Татьяна Бурова
Вам понравился этот материал? Жмите лайк и подписывайтесь на канал