Привет, друзья!
Рассматривая прекрасные дамские наряды прошлых веков, я очень редко при этом затрагивала мужские. Наверное, потому, что платья все равно ближе)) Но совсем умолчать о мужской моде нельзя, тем более, что их одежда была не менее интересной (во всяком случае, в веке XVIII).
Европейская одежда проникла в Россию вместе с реформами Петра I в XVIII веке. Мужчинам следовало носить «кафтаны верхние длиною по подвязку, а исподние короче верхних, тем же подобием». Камзол, кафтан и штаны поколенные (кюлоты) - это костюм-тройка того времени. К нему полагались чулки и башмаки с пряжками, напудренный парик, головной убор.
Сначала мода была насильственной (помните указы о ношении немецкого платья, о бритье бород), постепенно вошла в быт и стала привычной, а после смены нескольких поколений - естественной. Это произошло уже во времена царствования Елизаветы Петровны, дочери Петра I.
Для каждой эпохи существует свой идеал красоты. Сегодня это треугольный силуэт - широкие плечи, мощный торс. В то время в моде был силуэт грушевидный, как ни странно это звучит.
Мода была статусной, подчеркивала происхождение и богатство. Чем отличается аристократ от простого мужика? Всем.
- Крестьянин работает физически, у него широкие плечи, сильные руки - значит, в одежде аристократа длина плеча будет укорочена, сами они заужены.
- У крестьянина свои натуральные волосы - значит, у аристократа будет парик.
- Деревенские мужики загорелые - значит, аристократ будет белить лицо, сурьмить брови и красить губы.
Узкие плечи, расширение одежды книзу создает большой контраст со стройными ногами - это грациозность, а не сила. И идеальное соответствие образу рафинированного аристократа, потому что следовать моде в XVIII веке могли только они.
Как выглядел наряд модника того времени?
Нижней одеждой служили сорочка длиной до середины бедра и подштанники. Сорочки шили из тонкого льна (иногда и шелка) и обильно украшали кружевом. Кружева, кстати, могли перешивать с одной сорочки на другую - многие щеголи все-таки вынуждены были экономить.
Штаны-кюлоты были длиной до колена, носили их с белыми шелковыми чулками, которые тоже были весьма дороги (и модничать могли только обеспеченные люди). Красоту мужчины оценивали в том числе по ногам (женщины, ликуем!), поэтому приходилось соответствовать - пользоваться накладными икрами и бедрами.
На сорочку надевали узкий камзол, а сверху кафтан. Они были примерно одной длины, часто из одного материала. При этом камзол плотно облегал фигуру, застегивался на все пуговицы, имел узкие рукава и шился без воротника. Это была самая нарядная часть одежды.
Камзолы шили из шелка, бархата, атласа, украшали вышивкой шелковыми или металлическими (золотными и серебряными) нитями.
Кафтан - верхняя одежда, более свободная, чем камзол. Он имел широкие рукава, которые постепенно укорачиваются (чтобы видны были рукава камзола и кружева нижней сорочки), с большими отворотами-обшлагами, закрепленными пуговицами. Вышивка располагалась по краю борта и горловины или воротнику, клапанам карманов, обшлагам, полам.
В боковых швах были веерообразные вставки, сам силуэт расширялся книзу. Подол кафтана специально прокладывали конским волосом или бумагой, проклеивали тканью, чтобы подчеркнуть модный, расширенный книзу силуэт.
И кафтан, и камзол имели прорезные карманы с фигурными клапанами. Кафтан постепенно перестали застегивать вовсе или пользовались лишь 3-4 пуговицами на талии - опять же для демонстрации богатой вышивки камзола.
Петр I не любил париков, поэтому мог себе позволить кафтаны с воротниками. Тем более, что при необходимости можно было стянуть парик с головы Меншикова, что он частенько и делал))
С течением времени камзол укорачивается, рукава и вовсе пропадают, и он становится совсем похож на жилет, прообразом которого и явился. Спинка камзола выполнялась из холста, и причин тому было несколько - это экономия дорогой ткани и вышивки, удобство в использовании, возможность регулировать ширину изделия шнуровкой сзади.
Пуговицы оставались привилегией мужчин.
Удивительно это слышать сегодня, правда? Однако в женской одежде пуговиц не было, поэтому мужчины разгулялись вовсю - их пуговицы были произведением искусства. Деревянная основа оплеталась шелковыми или металлическими нитями, могли обтягивать тканью и сверху вышивать.
Большинство таких пуговиц были декоративными, но пришивались на кафтаны в больших количествах. Позже появились полностью металлические пуговицы, которые сияли так, что глаза болели))
Парики, мушки, корсеты - все это в XVIII веке носили и мужчины. Цвета одежды не разделяли по половому признаку, ароматы тоже. Вышивка в виде полевых цветов была чрезвычайно модной и широко использовалась в мужской одежде. Вот такое интересное было время!
Подписывайтесь, чтобы оставаться с нами!
Больше интересного вы найдете в «Навигации по каналу»