Привет, Друг! Есть вероятность, что тебе уже очень надоели разговоры про Всемирную пандемию. Могу сказать, что на информацию, действительно, не скупятся. Я хотел бы рассказать о том, какие изменения в сфере гос.закупок принес COVID-19.
Для начала, стоит выделить основные проблемы, с которыми я столкнулся:
1. Недостаток финансов.
Для государственных учреждений данной проблемы не существует, но что касается коммерческих заказчиков... Платежеспособность населения понизилась, а значит, понизились доходы коммерческих организаций. Есть вероятность, что по 223 ФЗ будут просрочки по оплате исполненных контрактов.
2. Недостаток товаров.
Существует ряд ограничений в транспортировке товара иностранного производства через границы. Большая часть товара не ввозится в страну.
Некоторый товар (например СИЗ, дезинфицирующие средства и оборудование) находятся в дефиците из-за высокого спроса. Мало того, что на такие товары уже выстроилась огромная очередь, так еще и цены выросли в 1,5-2 раза.
С товарами российского производства ситуация проще. Конечно, есть производители, остановившие изготовление товара на время самоизоляции, но их не много. В основном, российские производители работают в обычном режиме, отгружают товар в срок.
Заказчики, в основном, относятся к ситуации с пониманием. Многие готовы пойти на заключение доп.соглашения или расторжение контракта по взаимному согласию.
26 марта 2020 года на официальном сайте ФАС появилась информация о том, что Коронавирус внесен в перечень форс-мажорных ситуаций.
Как обычно, рассмотрим ситуацию на конкретном примере.
Выиграл контракт на поставку облучателей-рециркуляторов бактерицидных, НМЦК 120 000 рублей. Заказчику необходим конкретный товар (в ТЗ были указаны марка и модель). Поставщик выставил счет на
99 000 рублей.
Подписал контракт. В этот же день попросил поставщика обновить счет, чтобы оплатить и начать работать. Поставщик обновляет счет - 189 000 рублей, при этом говорит: "Товара в наличие нет, когда будет - не знаем (товар производят в Китае), но вы оплатите и ждите".
Конечно, в случае просрочки исполнений обязательств по контракту, заказчик бы выставил штраф, потом и пени.
Сначала попытался предложить заказчику заменить товар на аналог российского производства. Оказалось, что схожие по характеристикам аналоги стоят значительно дороже. Все же, получил отказ на основании "не соответствует нашим требованиям".
Выход из ситуации оказался гораздо проще, чем казалось. Был сделан запрос поставщику на предоставление официального письма, в котором говорится, что товар не может быть предоставлен из-за пандемии; письмо мне выслали. На основание письма от производителя, контракт был расторгнут в связи с форс-мажором.
Любую ситуацию можно решить! Только для начала нужно тщательно разобраться в ней и хорошенько обдумать свои действия.
Сейчас мы переживаем непростой период, но когда он закончится, наберем обороты!