История Владимира Крыльцова:
Я глубоко убеждён, что объективных причин для конфликтов между офицерами и солдатами (сержантами) срочной службы нет. Во всяком случае, не было в период моей службы (1973 - 2000 г.г.). Все мы – дети одной страны (СССР, России), и никому из граждан не заказан путь в офицеры - поступай в ВУЗ с военной кафедрой или в военное училище. А если учиться лень или ума не хватает - служи 2 года. Третьего не дано.
Но – конфликты есть! Основные их причины - чванство и «авторитет подавления» со стороны отдельных (не самых умных) офицеров и, конечно, гнилые «понятия» и «традиции» среди срочников. И есть «кадры» среди «стариков», которые видят свою «доблесть» в издевательстве над молодыми солдатами и в «задирании» офицеров.
Тут уж, если хочешь чувствовать себя офицером (и просто – Мужиком), ты должен показать, «кто в доме хозяин». Иначе – безвозвратная потеря авторитета, а без этого в Армии делать нечего.
У нормального офицера ротного звена подчиненные сами стремятся к общению с ним, открыто обсуждают все возникшие проблемы. Обращение друг к другу "Товарищ" и определяет, в целом, и взаимоотношения "начальник - подчинённый".
Но - "в семье не без урода". И тут уже - все способы приведения раздолбая "к нормальному бою" хороши.
Пример из моёй практики (реальный на 100%).
Дело было в 1973 году, к моменту инцидента я прослужил аж 2 месяца в должности командира взвода. Призван был на 2 года после ВУЗа. На военной кафедре нас здОрово обучили по основной военной специальности (восстановление железных дорог), но общевойсковые дисциплины (строевая, тактика, оружие, ОМП и пр.) были где-то на уровне военной игры «Зарница». Перед выпуском – месяц лагерей, потом –ВЭК (военно-экзаменационая комиссия) и звание лейтенанта запаса. И всё!
Спасибо командиру полка – организовал для нас (12 –ти призванных одновременно лейтенантов) двухнедельную «Академию». За это время нас одели в форму, научили ходить строем и водить строй, стрелять из АКМ и ПМ, средствам имитации, ОМП и т.п.
Но в Армии отношение к двухгодичнику - "специфическое" - и у офицеров, и у солдат.
Дальше –сам эпизод с конфликтом и его последствиями.
Утром вхожу в казарму (был ответственным по утренним мероприятиям, пришёл через полчаса после подъёма). Дневальный подал команду "Смирно!", дежурный по роте выполнил заповедь: "Как появится начальник - заорёт во весь хлебальник, что в отсутствие его не случилось ничего". Я дал команду "Вольно", зашёл в канцелярию, разделся, потом пошёл в спальное помещение, в ту половину, где спал 1 взвод и половина 2-го, т.е. моих непосредственных подчинённых (3 взвод) там не было.
Картиночка, известная всем - "гусьва" моет пол, "старики" подниматься и не думали. Кто спит, кто лёжа руководит уборкой. Лежит человек 15.
Даю команду "Подъём!", почти все, ворча, поднялись и стали одеваться. А один - здоровенный молдаванин С-в. - демонстративно "спит". Подхожу - потолкал тело, оно поворачивает ко мне рыло и задаёт «резонный» вопрос: "А х%ли тебе надо, летёха?" А сзади смешки - ну, цирк же! "Старик" молодого лейтенанта воспитывает.
Сорвал с тела одеяло, тело начало, матерясь, одеваться. Тут прибежал мой замкомвзвода - старший сержант. Захотел с ходу влепить С-ву в репу, но я не дал.
Тело оделось и сидит передо мной на кровати. Я ему: "Встать!", а он: "А я не Ваш подчинённый. У меня свой взводный есть! И кадровый, а не "пиджак". А таких, как Вы, мы через .... не один десяток кинули!". И опять - смешки за спиной!
Решил уже арестовать раздолбая, но тут пришёл командир 1 взвода - прямой начальник С-ва. Я пригласил его в канцелярию и объяснил, в чём дело. А тот доволен: " Мои только меня слушаются!».Тогда я психанул и сел писать рапорт командиру роты.
Тут и ротный пришёл, говорит: "Рапорт не пиши, мне ЧП на ровном месте не нужно! Я сам с ним разберусь!" Я ответил, что хамил он мне при сотне свидетелей, пусть извинится перед строем роты. " Ротный мне: "Ты - двухгодичник, а нам в этом полку служить до пенсии! Никакого рапорта! Иначе пожалеешь!"
Иду в спальное помещение, говорю С-ву: "Я тебя не трогал. А ты начал быковать. Или извиняйся перед строем, или будешь очень сильно жалеть! Ты реально меня обидел!"
Он немножко побледнел, попытался сказать, что это была такая шутка.Типа "проверки на вшивость". Меня это не устроило.
Тогда он плюнул мне под ноги и убежал из казармы.
Ну, что тут делать? Ротный на месте, поддержки никакой. Даже в бубен говнюку С-ву не дашь! Чувствую, что хождение "по команде" толку не даст - двухгодичник никому не интересен. И что мои амбиции по сравнению с авторитетом 42 - летнего капитана - командира роты?
Но - помог случай. Через пару дней было общее полковое комсомольское собрание. В президиуме - командир полка и все его замы. Тема - борьба с неуставными отношениями. Там я и выступил в прениях, рассказав об "отдельных случаях" в нашей роте. И упомянул, как отрицательный пример, С-ва. Конечно, его матюги в мой адрес я упустил (это, в принципе, на дисбат тянет), упомянул - пререкания, низкую исполнительность, нарушения распорядка дня. Командир полка тут же дал команду - не увольнять С-ва до того, пока не рассмотрят его дело на ротном комсомольском собрании, где-то 25 декабря.
Дальше - я прикомандировал С-ва к своему взводу (работали на отдельном объекте, ротный после распоряжения комполка "сдулся" и не возражал). И последний месяц службы С-в провёл, не вылезая из нарядов, в промежутках занимаясь мытьём полов и туалета. На объекте же от него толку не было - тупой, да и руки расли из ж...
Уволили его 28 декабря. И он был страшно доволен, что не попал на «губу». А то там бы и Новый год встретил.
А "стариковская бравада" в роте сошла практически "на нет". Очко -то у каждого одно, а оно не железное!
Мне же через полгода Батя (командир полка) предложил остаться в кадрах СА (конечно, не командиром взвода) и дал служебную квартиру. А вскоре я получил третью звёздочку. Уволился же - через 27 лет в звании полковника.
PS. Извините за "много букаф" - ключевой момент в службе был. Кстати, единственный за всю службу. Дальше –всегда справлялся сам.
А я буду искренне рад видеть Вас на моем канале YouТube