Найти тему
ЭДКОМ

Малыши лучше учатся с помощью интерактивных технологий

Дошкольники могут много почерпнуть из образовательных фильмов, однако совсем маленькие дети лучше усваивают знания с помощью интерактивных программ (например, видео-чатов и сенсорных мобильных приложений), чем из телевизионных и видео роликов, которые не требуют обратной связи. К такому выводу пришли авторы новой статьи, в которой также отмечается, что поскольку условия, которые влияют на обучение при помощи интерактивных программ, пока еще не известны, не все из них способны улучшить обучаемость, и не все дети одинаково усваивают материал таким способом.ИИ

Интерактивные программы для детей.
Интерактивные программы для детей.

Данная статья была опубликована в журнале «Child Development Perspectives» («Перспективы развития детей»), издаваемом Исследовательским обществом развития детей, и представляет краткий обзор исследования этого вопроса доцентом кафедры развития человека и изучения семьи Висконсинского университета в Мадисоне Хизер Киркориан.

По мнению Киркориан, «исследователи только начинают заниматься вопросом обучения детей с помощью интерактивных программ, однако создается впечатление, что благодаря обратной связи, малышам удается связать увиденное на экране с собственным реальным опытом. Однако некоторые виды интерактивности оказываются более эффективными, чем прочие, а оптимальные условия обучения могут значительно отличаться для каждого отдельно взятого ребенка».

В своей статье Киркориан подводит итог и анализирует результаты исследования, посвященного обучению детей ясельного возраста с помощью цифровых мультимедиа, основной целью которого было выяснить, как столь маленькие дети понимают то, что видят на экране. Она также рассматривает вопрос, насколько умственное напряжение и сложность заданий, выполняемых детьми по мере просмотра или взаимодействия с программой, меняет эффективность данной программы на раннюю обучаемость и развитие.

Как мы уже знаем, дети прилагают умственные усилия, когда смотрят телевизор, и способны учиться по качественно разработанным образовательным видео. Однако обучение по видео отличается от познания непосредственно на своем опыте, и есть мнение, что до 2–3 лет детям трудно учиться при помощи не интерактивных программ. У более старших дошкольников тоже возникали сложности с использованием медиа программ, когда речь шла о более сложных задачах. Возможно, причиной этого является двухмерность видео роликов. Кроме того, в видео нет многих важных образовательных аспектов; например, люди и персонажи на экране не могут реагировать на выражения лица ученика или отвечать на его вопросы.

Так помогают ли или мешают обучению интерактивные программы? Киркориан приходит к выводу, что работа с интерактивным видео может требовать затраты больших умственных усилий, ведь дети должны принять решение и выполнить определенное действие. Однако интерактивные средства могут облегчить обучение благодаря чувству участия, ведь ученик чувствует вовлеченность в процесс, получая индивидуальную реакцию от программы или помощь в поиске необходимой информации на экране. Ученые обнаружили, что малыши учились на основе видео-чатов, а также компьютерных игр и сенсорных приложений, при этом эффективность метода определялась тем, насколько интерактивной составляющей удавалось привлечь их внимание к соответствующей информации.

Более того, согласно исследованию Киркориан, степень роста эффективности обучения с помощью сенсорных программ значительно различалась. Однако причины этой разницы пока неизвестны – она может быть связана с возрастным изменением стратегии обучения или различными умственными усилиями детей. Кроме того, это может быть связано с неумением некоторых детей (особенно мальчиков и совсем маленьких детей) подавлять свои поведенческие импульсы: малыши, которые не могут противиться желанию потрогать экран, лучше учатся при помощи не интерактивных программ, чем посредством игр и приложений, требующих определенных манипуляций с экраном.

«Помимо прочего, степень обучаемости маленьких детей при помощи интерактивных программ зависит от совпадения требований конкретного задания и умственных ресурсов каждого конкретного ребенка», - говорит Киркориан. – «Например, приложение, которое привлекает внимание к важной информации и дает пояснения, может оказаться более полезным, чем то, которое отвлекает внимание или не предоставляет разъяснений. Однако это верно только в тех случаях, когда взаимодействие с экраном не становится причиной дополнительного умственного напряжения. При изучении особенно трудных или абсолютно новых вопросов детям может быть проще смотреть не интерактивное видео, чем работать с интерактивными программами, по крайней мере, в краткосрочной перспективе».