Икона "Сошествие во Ад" - это пасхальная икона. Что именно изображено на ней и почему Христос здесь стоит на кресте?
Данная икона олицетворяет собой догмат Православной церкви о сошествии Христа в Ад, куда он спустился после распятия и где освободил все праведные души, которые томились там со времени грехопадения человечества.
В каноническом Евангелии нет прямого упоминания об этом событии, однако есть косвенное: в Евангелии от Матфея мы находим слова самого Христа, который обращается к своим ученикам:
«как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12:40)
Ну а сюжет иконографии "Сошествия во ад" происходит из апокрифического Евангелия от Никодима, созданного примерно в 3 веке. Хоть оно и не является каноническим, церковь это Евангелие признаёт.
В православной иконописи этот сюжет прочно укоренился, "Сошествие во ад" стало одновременно изображением Воскресения Христова. Кстати, эта икона является обязательной частью храмового оформления.
Сама иконография сформировалась к 10 веку. В центре иконы помещён Христос, в золотых или белых одеждах, символизирующих преображенную божественную сущность. Он простирает руки мужчине и женщине - это Адам и Ева, низвергнутые после смерти в Ад и получившие спасение только после того, как их освободил Христос. Адам и Ева встают из саркофага. Здесь же стоят две царствующие особы - старец и юноша, это ветхозаветные цари Давид и Соломон. Сам Ад изображен в виде символического разлома земли. Обломки досок, ключи и замки в бездне - это символ сокрушенных ворот Ада.
В композиции могут присутствовать и другие библейские персонажи: Моисей в виде старца со скрижалями, Авель и Благоразумный разбойник, а также Иоанн Креститель, который был убит незадолго до этих событий, и, согласно преданию, проповедовал в Аду праведникам о скором избавлении.
Крест, на котором стоит Иисус - это обломки сокрушенных им ворот. Под ним обычно изображаются обломки ключей и замков. Иногда там изображён Сатана, закованный в цепи, а иногда - персонифицированная фигура Ада в виде человека, который удерживает за ноги встающего из саркофага Адама.
На иконе часто изображается большое количество ангелов, изображающих добродетели. Интересно, что в руках они часто держат молотки - как будто бы только что заковали Сатану.
А это более поздняя иконография 17 века, она посложнее: большая красная фигура со множеством глаз - это пасть Ада, и из неё исходят души в белых саванах. На её коленях сидит Иуда с мешочком золота. Первыми из Ада выходят Давид и Соломон, за ними шествуют праведники - в руках она несут свитки, на которых написаны слова пророчеств о воскресении Христа. А вот благоразумный разбойник, который стоит перед воротами в Царствие Небесное. Огненный херувим охраняет вход, однако разбойник показывает ему распятие - символ спасения человечества, - и херувим впускает его внутрь. Ниже изображены земные события, связанные с Воскресением: распятый Христос, по бокам Богоматерь, Мария Магдалина, Иоанн Богослов и Лонгин Сотник. В самом низу иконы ангел сковывает Сатану, рядом падают демоны, и красная персонифицированная фигура Ада держит в руке створку сокрушенных ворот. Вот эта икона:
Всех с Праздником!
Подпишитесь на мой канал и не забудьте поставить "нравится", если вы считаете такой материал на Дзене полезным.
Вы также можете поддержать развитие блога и угостить автора чаем: