Найти тему
АЗБУКА СТРАНСТВИЙ

Панчен-лама - духовный лидер Тибета

Панчен-лама (Рan chen bla ma) – второй по рангу лама после Далай-ламы. Линия перерождений ведется от Будды Амитабхи («Безграничный свет»), одного из Пяти Будд Мудрости.
Панчен-лама несёт частичную ответственность за нахождение реинкарнации следующего Далай-ламы, и наоборот, при поиске Панчен-ламы окончательное решение должен принимать Далай-лама. Панчен-лама является духовным лидером Тибета, а Далай-лама – политическим.

Монастырь Ташилунпо, 2011
Монастырь Ташилунпо, 2011

Резиденцией Панчен-лам является монастырь Ташилунпо, (Ташилхумпо, Даший-лхунбо), что в полном переводе означает «Всё счастье и благополучие собрано тут». Ташилунпо в 1447 г. основал ученик Цонкапы Гендун Дубпа, который после смерти был признан Панчен-ламой I

В монастыре находились ступы с останками Панчен-лам, но в ходе китайской аннексии многие из них были утрачены. Нетленные мощи одного из Панчен-лам местный житель несколько лет хранил у себя дома; останки нескольких других Панчен-лам идентифицировать не удалось и при восстановлении монастыря их пришлось захоронить в общей ступе.

Ступы с останками Панчен-лам
Ступы с останками Панчен-лам

В 1959 г., после того как в Тибет вошли китайские войска и Далай-лама XIV бежал в Индию, Панчен-лама Х (Рhrin las lhun grub chos kyi rgyal mtshan, Chinlai Lhünchub Qoigyi Gyaicain) стал главной политической фигурой в Тибете.

Однако спустя девять лет Панчен-лама Х был посажен в китайскую тюрьму, и освобождён в 1977 г., при этом до 1982 г. он содержался в Пекине под домашним арестом. В 1983 г. он женился на китаянке, у него родилась дочь. Для ламы такое поведение является необычным, но китайцам был нужен наследник Панчен-ламы. В 1989 г., находясь в Шигадзе, он неожиданно умер в возрасте 51 года. Известно, что перед этим он произнёс речь с осуждением китайской оккупации Тибета.

Закоулки монастыря. Он похож на город: свои колодцы, свои жилые помещения, свои места собраний, свой сад для созерцаний, своя площадь. И шумно здесь, как в обычном городе, и народу много - нет ощущения монастырского благолепия
Закоулки монастыря. Он похож на город: свои колодцы, свои жилые помещения, свои места собраний, свой сад для созерцаний, своя площадь. И шумно здесь, как в обычном городе, и народу много - нет ощущения монастырского благолепия

В 1995 г. Далай-лама объявил новым Панчен-ламой шестилетнего Гендуна Чокьи Ньиму. Китайское правительство немедленно отреагировало и «назначило» другого ребёнка — Гьялцэна Норбу, а Гендун Чокьи Ньима был взят «под защиту» властями КНР, его местонахождение с тех пор неизвестно.

Большинство верующих не признает Гьялцэна Норбу подлинным Панчен-ламой, так как вся система «назначений» высших лам партийными чиновниками КНР грубо противоречит религиозным канонам.

По этой ссылке находится полный список моих заметок об истории и религии Горного Алтая, о Тибете и Кайласе, а также о загадках Аркаима