Если бы вы знали, что редактор регионального медиа за глаза называет читателей "быдложёрами" и наделяет другими оскорбительными эпитетами, вы бы читали их ленту новостей?
В 2014 году я, тогда ещё журналист-редактор, с горечью констатировала смерть журналистики. Особенно ярко мне это открылось после переезда из родной Читы в город-миллионник Краснодар.
Новостная, описательная, объяснительная и другие виды журналистики всегда стояли на стороне граждан и способствовали нормальному взаимодействию исполнительной власти и общества. Журналист мог потребовать на основании закона объяснений, выполнения обязательств у властей города и области.
Люди писали нам в газету, чтобы мы помогли разобраться в сложных коммунальных, социальных, общественных проблемах. Мы в свою очередь трясли власти. И власти реагировали. Не могли не реагировать. Многим людям именно журналисты помогали добиться справедливости. Теперь всё иначе.
Современные медиа (СМИ) облизывают власти, копируя и пережёвывая их совещания и указы-постановления, а с другой стороны, на соцсетевых страницах позволяют себе покусывать власть за больные места. Очевидно, это доставляет и тем, и другим некое удовольствие.
Главное - чтобы «срач» в комментариях (их термин) был погромче, охваты в лентах побольше и размер накруток за рекламу повыше. И всем тепло-комфортно. Сегодня журналист - менеджер по рекламе. Подобно блогеру он продаёт текст как место (площадь) под рекламу. Поэтому все так зациклены на количестве знаков.
Только обществу от этой «работы» ни жарко, ни холодно. Копирайтеры мусолят информацию, переливают из пустого в порожнее, а в обществе ничего в лучшую сторону не меняется. Потому медиа-журналистика бесполезна как инструмент взаимодействия с властью на местах. Власти наплевать, что пишут, лишь бы охват расширялся в прогрессии. Узнаваемость в разных аудиториях - их ключевой показатель эффективности для распределения зарплат и премий. Как у копирайтеров – охваты и комментарии.
Так вот журналист сегодня отличается тем, что он просто переписывает новости с сайтов городских и краевых администраций, адаптируя их под разные аудитории, регионы и нужды своих медиа-ресурсов. Он адаптатор, копирайтер и рерайтер. Не более. Роль его ничтожна. Он не несёт никакой ответственности за своё слово, ибо оно не его, а официальных пресс-служб. Это промежуточное звено между сайтом мэрии, например, и горожанами давно следует убрать. Только кто ж отнимет кусок дохода у бизнеса?
А по-хорошему у всех мэрий есть свои страницы в соцсетях, где мы можем достать их и потребовать надлежащего исполнения своих прямых обязанностей по отношению к нам. Другое дело, что должного эффекта это может не возыметь. Но это по началу. Капля камень точит.
В любом случае, наличие СМИ не помогает гражданам в регионах решать насущные вопросы быстрее и ко всеобщему благу.
Кончено, есть исключения, потому что есть истые журналисты, работающие в горячих точках мира, ведущие расследования, дающие людям пищу для размышления и передающие истинную картину мира в своей информации. Но их остаётся не много. Их социальная ответственность высока, и значимость их для общества многоценна на фоне того, что большинство журналистов переквалифицировались в копирайтеров и блогеров, выдавая шелуху за важные новости.
© Copyright: Светлана Гончаренко (Алкея), 2020
Автор в Инстаграм