Найти тему

Конец газового конфликта между Россией и Украиной

Фото: gazprom.ru
Фото: gazprom.ru

В самые последние дни ушедшего года решался вопрос: чем закончится продолжительная российско-украинская война за газ.

Многие уже и не надеялись, что двум странам удастся достичь договорённости по транзиту и подписать новый контракт, который должен был прийти на смену заключённому ещё в далёком 2009 году договору о транзите и поставках газа на Украину.

Тогда его подписали два харизматичных премьер-министра — Владимир Путин и Юлия Тимошенко. Его срок действия закончился на рубеже 2019 и 2020 года.

Сторонам удалось достичь компромисса. Теперь остаётся только надеяться, что подписанный контракт будет эффективно работать. Собственно, такая вероятность довольно велика, ведь срок действия договора — всего лишь пять лет. А потом придётся снова возвращаться к этому вопросу и достигать новых договорённостей.

Компромисс по газовому транзиту

Отношения между Россией и Украиной сегодня трудно назвать тёплыми, хотя после ухода с поста прежнего украинского президента Петра Порошенко и появления в киевском политикуме новых лиц стали заметны проблески надежды на их улучшение.

Наверное, поэтому на переговоры между российским «Газпромом» и украинским «Нафтогазом» был привлечён посредник, не вызывающий особого отторжения у участников переговоров.

Речь идёт о Еврокомиссии, которая, впрочем, тоже является заинтересованной стороной. Ведь Европе нужно, чтобы газ из России поступал в необходимом объёме и без перебоев.

Конечно, полного удовлетворения результатами у сторон нет, но этого никто и не ожидал. Главное, им удалось найти золотую середину между своими устремлениями и выработать условия, приемлемые для всех.

Фото: gazprom.ru
Фото: gazprom.ru

«Газпром» выплатил «Нафтогазу» 2,9 миллиарда долларов по решению Стокгольмского арбитража.

При этом стороны отказались от всех остальных судебных исков и взаимных претензий.

Украина получила гарантию транзита российского газа через свою территорию в течение последующих пяти лет на условиях «качай или плати».

За первый год Россия должна прокачать 65 миллиардов кубометров, после чего может снизить объёмы прокачки до 40 миллиардов кубометров в год.

Украинский транзит и европейский потребитель

Как принято у заправских пропагандистов, каждый объявляет свою сторону выигравшей, а сторону оппонентов — проигравшей. Мы победили — противник повержен.

Но чтобы разобраться, как обстоят дела в действительности, надо постараться подойти к вопросу беспристрастно.

Важным для выявления победителя является вопрос, насколько велика потребность Европы в российском газе, а также насколько велика её потребность в украинской ГТС, чтобы в европейских странах не было перебоев с газом.

Одни эксперты говорят, что потребление газа в Европе возрастёт, другие — что снизится.

С одной стороны, в 2019 году потребление газа европейцами незначительно снизилось по сравнению с предыдущим периодом.

Падение составило чуть более одного процента. Кроме того, готовясь к возможному прекращению транзита через Украину, некоторые европейские страны закачали солидные запасы газа в подземные хранилища.

В то же время существуют долгосрочные тенденции повышения спроса на газ из России. В частности, Германия отказывается от угля и атомной энергетики, делая упор на использование природного газа.

Ещё один элемент неопределённости — это возможное непродление контракта с Польшей на эксплуатацию газопровода «Ямал — Западная Европа», действие которого заканчивается в 2020 году.

Учитывая позицию Варшавы, этого можно ожидать.

Кроме того, скорый запуск «Турецкого потока» может сократить объёмы газа, поступающего через Украину на Балканы. В этом направлении с начала года сырьё поступает только в Молдавию и Румынию.

Следует учитывать также, что «Северный поток — 2» пока ещё не запущен.

Все перечисленные факторы очень усложняют расчёт необходимой загрузки украинской ГТС.

Кто выиграл, кто проиграл?

Чтобы попробовать разобраться, кто из сторон переговоров получил в результате больше выгоды, разложим всё аккуратно по полочкам, стараясь не поддаваться эмоциям.

Потери «Газпрома» очевидны и лежат на поверхности. Ему пришлось раскошелиться почти на три миллиарда долларов и подписать обязательство прокачивать определённый объём газа через Украину, причём по несколько завышенному тарифу.

Это обстоятельство привело в восторг украинские и некоторые западные СМИ, объявившие о полной победе над Россией.

Собственно, российская госкорпорация заплатила по требованию Стокгольмского арбитража тот минимум, которого избежать было невозможно. Эти деньги даже были заранее заложены в расходную часть бюджета компании.

Но при этом ей удалось сбросить тяжёлый и обременительный балласт судебных исков, пеней и претензий «Нафтогаза», всё начав с чистого листа.

С другой стороны, обязательный объём, который «Газпром» теперь должен прокачивать через Украину, уменьшился вдвое. Таким образом, после запуска альтернативных трубопроводов украинский маршрут превратится из основного во вспомогательный.

И что бы ни говорили в России, этот контракт был необходим Москве не меньше, чем Киеву. Ведь если бы украинский транзит прервался даже на время, это было бы ударом по репутации «Газпрома» и России как надёжного поставщика газа в Европу.

Это могло бы привести к частичному вытеснению российского трубопроводного газа американским СПГ. А подписав контракт, удалось этого избежать.

Что касается Украины, то у нее получилось сохранить гарантированный транзит ещё на пять лет, хотя и значительно сократив его объём. А в перспективе есть риск полностью его лишиться. Конечно, пять лет — это немного, но это лучше, чем ничего.

А выигранные три миллиарда долларов, хоть и неспособны заметно изменить к лучшему экономическую ситуацию в стране, далеко не лишние. Хотя доходы от транзита могут сократиться примерно вдвое, они всё же сохранятся.

Таким образом, заключение нового контракта принесло больше выгоды, чем убытков, и России, и Украине. Каждая из сторон получила то, что для неё более важно, за счёт второстепенных уступок.

Перспективы прямых поставок газа на Украину

Не надо быть выдающимся экономистом, чтобы понять, что любые товары выгоднее покупать напрямую, чем через посредников. И российский природный газ не исключение.

Сегодня Украина получает его путём виртуального реверса из стран Европы. То есть реверс происходит только документально, а не технически. А так газ идёт из России, только собственником является уже не «Газпром», а купившие его европейские компании. У них, в свою очередь, и приобретает газ украинский потребитель. Для этого Украина подписала соглашения, к примеру, с ГТС Словакии и Польши.

Если бы произошёл срыв переговоров и транзит был приостановлен, то автоматически остановился бы и реверс, о чём Путин предупреждал ещё весной 2019 года.

«А если транзита не будет? Вы понимаете, что тогда не будет реверса? Ведь реверс, он же виртуальный. Наш газ, который идёт в Западную Европу… Газ берётся в обычном режиме, потом по бумагам пишется, что это реверс. Частично заходит на территорию соседних стран, оттуда маленькую трубу проложили, соединили пару труб и делают вид, что гоняют эти объёмы. На самом деле их нет.
Представьте, что транзит отсутствует. Так тогда и не будет газоснабжения Украины.
Это такой серьёзный вопрос. Они валяют дурака там, занимаются какими то политическими дрязгами, вместо того чтобы подумать о рядовом гражданине Украины, который живёт текущими заботами и вынужден платить непомерную цену за все эти политические фокусы».

Конечно, покупка газа напрямую у «Газпрома» обошлась бы Украине дешевле. Об этом прямо заявляли в Кремле Виктору Медведчуку во время его визита в Москву. Тогда называлась разница 25 процентов.

Но на данный момент, насколько известно, переговоров о прямых поставках «Нафтогаз» не планирует. Официальная причина этого — отсутствие «отмашки» правительства Украины. Тем более что в ходе обсуждения нового транзитного контракта одним из условий украинской стороны была закупка газа не у России напрямую, а через европейских посредников.

Желание Киева переплачивать за газ там объясняют отстаиванием энергетической независимости Украины. Возможно, это так, возможно, нет. Есть также версия, что причиной стал газ, закупленный по высокой цене с привлечением кредитных средств.

Теперь его нужно реализовывать. Существует также мнение, что экономические интересы Украины были принесены в жертву из-за солидных откатов определённым лицам.

Что изменится для украинской энергетики

На переговорах «Газпрома» и «Нафтогаза» победил здравый смысл, поэтому путём компромиссов удалось урегулировать конфликт по газу между Россией и Украиной. Киев на ближайшие пять лет гарантировал себе сохранение доходов от транзита газа. За этот период их сумма составит около семи миллиардов долларов, и это более чем неплохо.

Но следует понимать, что эпоха сверхприбылей от газового транзита для Украины подходит к концу. Следует понимать, что в итоге они снизятся примерно в четыре раза.

Поэтому украинской ГТС и энергетике страны придётся перестраивать свою работу. На Украине это уже начинают понимать.

В январе 2020 года в ходе Ukrainian Breakfast в Давосе украинский премьер-министр Алексей Гончарук, отвечая на вопросы журналистов об энергетическом будущем его страны, заявил следующее.

«Что точно будет нами использовано в этом направлении — мы будем делать нашу экономику более энергоэффективной.
Стратегическое направление на следующие 5 лет для нашей страны — стать сильнее изнутри, стать более эффективными, в том числе и в первую очередь в плане энергетики.
Мы потребляем слишком много, в том смысле, что мы теряем слишком много. Уровень потерь в отдельных украинских городах достигает более 50%. Это означает, что мы отапливаем космос».

Он также отметил необходимость диверсифицировать поставки энергоносителей в страну. Кроме того, Гончарук считает необходимым развивать собственную добычу энергоресурсов:

«Нам нужно искать возможности увеличить добычу наших собственных энергоресурсов. У нас очень богатая страна, но нам нужно инвестировать в геологическую разведку, в технологии, чтобы иметь возможность добывать и экспортировать газ, а не быть заложниками и не нуждаться от его импорта постоянно».

Конечно, слабо верится в украинский экспорт газа, но остальные тезисы украинского премьера вполне здравые.

Главное, что подписание нового транзитного контракта между Россией и Украиной, похоже, положило конец серии длительных и изнурительных газовых войн между нашими странами. Возможно даже, что он положит начало нормализации отношений между Москвой и Киевом. Об этом, например, высказывался вице-президент Еврокомиссии Марош Шефчович.

Он заявил, что заключение соглашения о транзите между даёт надежду на решение других вопросов взаимоотношений России, Украины и Евросоюза.

Текст: Сергей Кузмицкий