Найти в Дзене

Учиться - не значит защититься или почему не стоит поступать в аспирантуру

В этой статье я хочу поделиться своим опытом и рассказать , почему не надо тратить ни времени, ни усилий, ни денег на аспирантуру. Предостерегу вас на примере своей истории. Начну с того, что я — дипломированный практикующий психолог. Свое образование получила в самом престижном ВУЗе нашего края, название которого не буду называть. Там же, после получения высшего психологического образования, я поступила в аспирантуру, и не случайно. Дело в том, что у меня папа - кандидат физико-математических наук, ученый, преподаватель, который преподает в этом же ВУЗе. Дядя — кандидат исторических наук. Дедушка — академик РАН, в общем, у нас семья ученых. Несмотря на это, поступить на бюджет мне не удалось, пришлось платить за обучение (а это стоило около 60 000 в год, сейчас стоит - 90 000!). Своим научным руководителем я выбрала, на мой взгляд, очень доброго, и, в то же время, авторитетного профессора психологии, заведующего кафедры. Вскоре по вечерам начались наши занятия, которые были очень ин

В этой статье я хочу поделиться своим опытом и рассказать , почему не надо тратить ни времени, ни усилий, ни денег на аспирантуру. Предостерегу вас на примере своей истории.

Начну с того, что я — дипломированный практикующий психолог. Свое образование получила в самом престижном ВУЗе нашего края, название которого не буду называть. Там же, после получения высшего психологического образования, я поступила в аспирантуру, и не случайно. Дело в том, что у меня папа - кандидат физико-математических наук, ученый, преподаватель, который преподает в этом же ВУЗе. Дядя — кандидат исторических наук. Дедушка — академик РАН, в общем, у нас семья ученых.

Несмотря на это, поступить на бюджет мне не удалось, пришлось платить за обучение (а это стоило около 60 000 в год, сейчас стоит - 90 000!). Своим научным руководителем я выбрала, на мой взгляд, очень доброго, и, в то же время, авторитетного профессора психологии, заведующего кафедры. Вскоре по вечерам начались наши занятия, которые были очень интересными. Я встречалась с другими ребятами - такими же аспирантами как и я, и за чашечкой чая под конфетку вместе с нашим научным руководителем (имя которого также не стану называть), мы ревностно беседовали о науке. Я открывала для себя что-то новое, и мне казалось, что я занимаюсь таким важным и великим безумно интересным делом, о существовании которого многие просто не подозревают.

Первый год подходил к концу. На одной из наших встреч я заметила, что один из аспирантов сильно нервничает — у него даже начал дергаться глаз. Я смотрела на него и не понимала, в чем дело. А ведь это был наш самый эрудированный и талантливый аспирант! Позже выяснилось, что срок его обучения подошел к концу, а диссертации у него так и не было. В то время по своей наивности, я подумала, что виноват в этом он сам. Как же я ошибалась! Это было только первым звоночком, на который я закрыла глаза.

Нас оставалось еще трое, после того, как Юра ушел. Другой аспирант, которого звали Сережа — очень старался. У него была тема про психологическую поддержку. Как-то раз он пришел, когда мы с моим научным руководителем занимались. Меня удивила реакция нашего профессора: увидев Сережу, он как-то странно ухмыльнулся, обронив типа: "Наш местный дурачок", - из чего я поняла, что он не воспринимает Сережу всерьез. Это был второй звоночек. Позже, когда всех отчислят, он потратит еще уйму денег и времени, переведется на соискательство (и это при его маленькой зарплате в психологическом центре, только что созданной семье и маленьком ребенке!), но так и не защитится, потратит на это все это семь лет и так и уйдет ни с чем, злой и обиженный.

С девушкой по имени Анна все закончилось гораздо проще — на тот момент у нее уже был ребенок (ему было уже 4), она работала, и просто не успевала, поэтому ушла сама, даже не подозревая о том, что и ее провели.

Ну а мне предстояло во всей этой истории основательно разобраться. Мой научный руководитель почему-то совершенно не торопился с публикацией моих научных статей. Как только подходил срок отправлять очередную научную статью, он куда-то исчезал: на звонки не отвечал, всячески меня игнорировал. Зато, когда мы встречались, он приглашал меня на чашечку кофе, пытаясь подкатывать. Но тогда я просто не могла в это поверить. В моих глазах он был авторитетом, не способным обмануть. Как же я ошибалась!

Пользуясь тем, что я не знаю, как правильно вести научное исследование, он делал хитро: давал мне самые разные, порой противоположные друг другу, задания. Так, например, по моей теме (которую он же сам и придумал), - а именно жизнестойкость и субъективное благополучие, он говорил читать научные статьи Мадди (автора, который изобрел это понятие), а потом сам же и говорил: «Да, кто такой Мадди? Его исследования ненаучны!», - и этим ставил меня в полный тупик. Я тратила время, переводила научные статьи, а потом выяснялось, что это никому не было нужно. Потом я исследовала жизнестойкость семьи, жизнестойкость отношений, жизнестойкость и здоровье, в общем, множество параллельных интересных тем, которые на самом деле, просто уводили меня от сути работы.

К концу второго года меня перевели на бюджет. Как же он этого не хотел! Всячески этому сопротивлялся, но, благодаря моей успеваемости, я стала учиться бесплатно. Но, увы! Ни одной научной статьи у меня до сих пор не было. Тогда вмешалась мама. Видя, что мой научный руководитель уклоняется от публикации моих статей, она сказала: «Давай публиковать их сами». Так мы начали сами платить деньги, отсылать тексты в научные журналы, и вскоре у меня набралось 13 статей. К тому же, несмотря на все настоятельные просьбы моего научного руководителя пока не торопиться писать диссертацию, я начала ее писать.

Сколько раз я ему звонила, писала по почте, отправляя тексты, просила встретиться. Он перестал мне отвечать. Я чувствовала себя униженной, чувствовала, что что-то не так, но просто не могла в это поверить. Все мои знакомые и друзья, родственники, дядя-ученый, убеждали меня, что он меня обманывает, что что-то не так, но я по-прежнему не верила им. Я полностью доверяла своему руководителю — он же такой уважаемый человек, кандидат психологических наук, профессор! Позже я с точностью убедилась, насколько все они были правы, но об этом по порядку.

И так, заканчивалось мое обучение в аспирантуре. На руках было все, как положено - 3 ваковские статьи, (напомню, всего уже было 13 статей, все РИНЦ), полностью написанная диссертация. Но! Меня даже не захотели выслушать! Мой папа пошел лично туда, к моему руководителю, чтобы поговорить о том, чтобы он дал допуск к моей защите, но с позором был выгнан, ничего не добился. "Уходите отсюда, Владимир Владимирович!", - сказали ему.

Но, папа — человек очень упрямый. В течение последующих трех лет он упорно ходил к проректору по науке, жаловался, просил принять меры, но тот его только слушал, обещая все сделать, так ничего и не сделав.

Тогда папа позвонил в Москву, к своему брату. Брат достучался до самого зам. Министра по науке, объяснил ситуацию. Потом последовал звонок нашему проректору. Тот опять сделал вид, что собирается что-то делать, и как всегда, ничего не изменилось. Я сама написала письмо президенту, пожаловалась, но в ответ мне сказали, что я должна обратиться в суд, подав на своего научного руководителя. Но как можно судиться с ВУЗом? Да еще с таким крупным? Не тягаться же мне с системой?

Я пошла другим путем. Не сдавалась. С папой мы обратились к другой женщине — доктору психологических наук. Прочитав мою диссертацию, она поддержала меня, дала рекомендации, но стать моим руководителем отказалась. Она посоветовала обратиться к «ветерану» - самой авторитетной женщине этого ВУЗа. Она была тоже доктором наук. Она тоже прочитала мою диссертацию, тоже дала рекомендации. К тому времени я только что родила ребенка. Представьте себе, я сцеживаю молоко, и одновременно полностью переписываю свою диссертацию... Я работала, как папа Карло. Зато диссертация была отшлифована как стеклышко! Она сияла! Да что толку...

Я хотела, чтобы эта женщина стала моим руководителем, но она отказалась, сославшись на то, что в этом ВУЗе из-за меня ее покроют позором, потому что менять научного руководителя -это стыдно и неприлично. Так не принято! Но она может им стать, если я заново напишу новую диссертацию по другой теме и заново поступлю в аспирантуру, но уже в Московский ВУЗ.

Я посчитала, сколько опять будет потрачено времени и денег, и во имя чего? И почему я должна писать другую диссертацию? Извините, но написать только эту, еще и дважды переписать — мне стоило большого труда!

Папа продолжал меня мучить дома на тему того, что я защищусь. Я пыталась ему возражать, но в итоге дома у нас начались только скандалы. Я стала находиться как между молотом и наковальней. Потом я смирилась с тем, что не защищусь. Я всех простила. В аспирантуру я поступила в 2012 году. А уже шел 2019.

Но тут неожиданно в 2019 меняется проректор по науке, и на его место приходит другая женщина, которая мне сопереживала. Папа снова поговорил с ней, и мне согласились назначить другого руководителя — ту самую первую женщину, которая и протянула мне руку помощи.

Так, мне выпал второй шанс защитить диссертацию. Но! Мои статьи уже устарели, поэтому нужно было писать новые. И, конечно, полностью переписать диссертацию, потому что она никуда не годилась. Что вы думаете? По своей наивности, я снова доверилась. Я написала эти новые статьи. Переписала половину диссертации и ей все отправила. После этого она перестала брать трубку. Вот уже год подходит к концу, карантин по коронавирусу, казалось бы, позвони, ответь! Но и она теперь ведет себя также. Почему? Потому что за все надо платить.

Запомните, обучение в аспирантуре совсем не гарантирует получение кандидатского диплома. Совсем недавно я нашла сайт, в котором за вас легко и быстро могут написать не только кандидатскую, но и докторскую... Я поняла, что наука давно стала бизнесом. Да я-то непротив, только дайте дорогу или хотя бы не мешайте тем, кто сам честным трудом, своим горбом пишет все это!

Меня обманули во второй раз. Папа думал, что его дотошность приведет меня к защите. Но они только сделали вид, чтобы он от них отвязался.

Да и самое главное! Все об этом знают, но все молчат. Я это поняла очень просто: как-то на совещании, когда нас всех собрали, чтобы выслушать наши работы, у моего руководителя появилась новая аспирантка. Когда ей начали задавать вопросы по ее работе, она туманно отвечала, надеясь на него. По их взглядам я поняла, что эта тема ведет в тупик, она не защищаема, и потом он как и всех нас, ее бросит. Но... все промолчали!

И теперь, глядя на тех, кто с энтузиазмом спешит поступить в аспирантуру, я хочу сказать, нет, даже крикнуть: НЕ НАДО!!! Покайтесь на мне, на моем опыте! С вас выкачают деньги, вы потратите свою жизнь, свое драгоценное время, которое вам никто никогда не вернет. Если же вы так хотите защититься, то ЗАПЛАТИТЕ ИМ, потому что иначе они не будут вас продвигать и вами заниматься. Уж поверьте мне и тем ребятам, которые уже наступили на эти грабли! Но так и не защитились. А это не одна загубленная диссертация и не две! Я тоже думала, что меня это не коснется, что я все-таки защищусь. И что в итоге?

Они пользуются тем, что вы не знаете, как писать диссертацию. К тому же им не нужны конкуренты — новые кандидаты и доктора. Вы можете мне не поверить, но все обстоит именно так.

Я не бросила науку,занимаюсь ею сама, хоть меня так и не признали. Я — оптимист, не сдаюсь:-) Просто уже наболело из-за всего этого, и никому ведь не расскажешь. Я потратила на это почти 10 лет.