Осенью 1961 года советский зритель впервые увидел короткометражный фильм «Пес Барбос и необычный кросс», где дебютировали герои Юрия Никулина, Георгия Вицина и Евгения Моргунова- Трус, Балбес и Бывалый. Самая известная троица советского кино «перекочует» затем и в другие популярные кинокомедии Леонида Гайдая. А впервые эту троицу объединил пес Барбос.
Откуда же взялась эта собака? Вот как рассказала об идее этого фильма супруга Л. Гайдая Нина Гребешкова ( зрителям она запомнилась в роли Семена Семеновича из фильма " Бриллиантовая рука"):
— После проблем с фильмом «Трижды воскресший» Лёня впал в депрессию. Мы решили развеяться и подлечиться в Глазково под Иркутском, где жили его родители. Ехали на поезде, и вот на одной небольшой станции Леня купил газету «Правда», начал ее перелистывать и вдруг аж подскочил: «О, смотри, это же прекрасный сценарий для короткометражки!..»
Оказывается, на глаза Леониду Гайдаю попался фельетон украинского юмориста Степана Олейника, как три браконьера отправились на рыбалку с динамитом, но их остановил пес, который смело бросился в воду и достал динамит Правда, у автора он назывался «Пес Барбос и поучительный кросс». Браконьеров Олейника — двух Николаев и Гаврилу — Л. Гайдай заменил соответствующими типажами, придумав им прозвища — Трус, Балбес, Бывалый, а пса Барбоса оставил.
Вернувшись в Москву, Гайдай написал сценарий и начал подбор актеров. На роль Труса он не раздумывая пригласил Георгия Вицина, который уже снимался у него в картине «Жених с того света». А вот на роли Балбеса и Бывалого кандидатов было несколько.
По замыслу режиссера, Бывалого должен был сыграть легендарный Михаил Жаров, но мэтр советского кинематографа Иван Пырьев предложил кандидатуру Евгения Моргунова, актера талантливого, но мало известного в стране. Именно Моргунов и был в конечном итоге утвержден на эту роль. Балбесом должен был стать Сергей Филиппов, знаменитый лектор из картины Рязанова «Карнавальная ночь», рассуждавший на тему: «Есть ли жизнь на Марсе?». Но, Сергей Николаевич уехал в длительные гастроли, поэтому, участвовать в съемках не мог. Тогда Вицин вспомнил о Юрии Никулине – клоуне из цирка на Цветном бульваре, который по фигуре очень напоминал Филиппова. Едва увидев Никулина, Гайдай решил, что его герой должен выглядеть именно так.
Съемки короткого десятиминутного фильма проходили в Истринском районе Подмосковья, Сняли картину очень быстро. Все шло «с колес».
Как в фильме героям, так и самой съемочной группе больше всего неприятностей доставлял пес. Звали его Брех, а хозяином был дрессировщик Игорь Брейштер. Он очень любил своего «двортерьера», ужасно за него переживал. Сама собака была удивительно сообразительной, но себе на уме: то из кадра выбежит, то за котом погонится...
Больше всего мороки, вспоминал Е.Моргунов, было на съемках сцены погони. Из-за «заморочек» Барбоса-Бреха ее несколько раз приходилось повторять, а бег был для Моргунова не любимой забавой. Как-то актер так разозлился, что пообещал «придушить собаку». Брех в долгу не остался и цапнул актера за ногу.
Как бы там ни было, но Брех был любимцем съемочной группы, а после выхода фильма на экраны стал и самой знаменитой собакой Советского Союза.
«Пес Барбос...» завоевал немало наград на международных фестивалях, его закупили 120(!) стран мира. Ведь комедия не нуждалась в переводе! А во время празднования 50-летия Леонида Гайдая директор «Мосфильма» зачитал телеграмму Министерства иностранных дел СССР с благодарностью «за содействие в заключении важного соглашения с Японией».
Выяснилось, что как-то в Москву прибыла японская делегация, однако переговоры шли туго. Дипломаты не могли «растормошить» упрямых японцев. «Ну, хоть «Пса Барбоса...» им показывай!» — всплеснул руками ответственный товарищ. «А ты покажи!» — подхватил «еще более ответственный». Японцы так хохотали, что потом все бумаги подписали!
Кстати, приключения трех мелких жуликов одной картиной не ограничились. Трус, Балбес и Бывалый позднее еще не раз появлялись в кино. Например, в таких картинах как «Самогонщики», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Семь стариков и одна девушка» и даже в мультфильме «Бременские музыканты». Герои Вицина, Никулина и Моргунова стали, действительно, народными любимцами.
Памятники Трусу, Балбесу и Бывалому установлены во многих городах бывшего Советского Союза