Когда пандемия коронавируса стала влиять на экономику, моя компания во многом зависела от успеха нашего конгрессно-выставочного подразделения. И вдруг начинают отменять одно мероприятие за другим. Параллельно сжимается и почти останавливается рынок в других наших направлениях деятельности. При этом никто не снимает обязательств с нас, ни банки, ни арендодатели, ни клиенты, отменяющие уже размещённые заказы. Жизнь требует свое, довольно большой коллектив рассчитывает на доходы от деятельности, а их почти нет...
Вот в такой атмосфере мы с несколькими сотрудниками приклонили колени и отдали всю власть в нашей жизни и в этом бизнесе Тому, кто только и имеет власть в этом мире. Именно в этот день к нам пришла идея создать платформу expoday.online - цифровой Экспоцентр , который, как нам казалось станет палочкой-выручалочкой для организаторов конгрессов и выставок, которые с радостью воспользуются возможностью в качестве компенсации для экспонентов провести виртуальную версию отменённых мероприятий.
За три-четыре дня мы полностью увидели техническую сторону вопроса, поняли что за несколько недель наша платформа будет готова принять эти события и всем от этого станет хорошо. Но не тут-то было. Оказалось, что ряд организаторов крупнейших выставок просто ушёл со связи. И переговоры с нами было последим, что им нужно в этот момент. Внезапно наступившие длинные нерабочие дни придали этому поведению дополнительную оправданность, мол, вот будут рабочие дни, тогда и звоните...
И тогда мы решили пойти на безумный шаг. Мы стали обращаться к людям и говорили им: «Друзья, хватит сидеть и ждать, хватит бояться, давайте подготовим настоящий праздник деловой активности. Давайте общаться, договариваться, давайте покупать и продавать. Если мы устроим всевозможные мероприятия одновременно на базе нашего Экспоцентра, то событие у нас получится грандиозное!» Так появилась идея проведения Акции экономического оптимизма «Экспо-Дни онлайн - сопротивляемся коронавирусу, меняемся к лучшему». Для нас «Экспо-Дни» никогда не были бизнес-проектом, с первого дня этот проект был для нас возможностью почувствовать свободу, созидать, способом победить хандру и выйти обновлёнными из этого кризиса.
Я бы хотел сказать, что представители компаний, с которыми мы общались по телефону были в восторге и сразу подключались к проекту, но нет. Многие говорили нам, что не уверены в перспективах своих работодателей даже до конца апреля. Часть просто отказывались понимать зачем им онлайн выставка, если у них есть веб-сайт. А остальные испытывали недоверие уже непосредственно к нам. Они хотели знать, а кто еще будет участвовать, а придут ли посетители... Скепсис сковал любопытство и здоровый авантюризм внутри целых коллективов. Мизерная плата за участие не спасала, ведь люди сжались и старались быть осторожными, боялись показаться смешными... В воздухе витал кризис уже не экономический, и даже не эпидемиологический, а самый настоящий, махровый кризис лидерства.
Тем не менее, каждый вопрос, каждое возражение и критику мы обращали на пользу проекта, уточняя функционал, оттачивая техническое задание для программистов, совершенствуя упаковку платформы и самих мероприятий в рамках «Экспо-Дней онлайн».
По линии старых знакомств я вышел на одного из самых принципиальных и целостных людей, о которых я когда-либо слышал, с предложением поддержать проект. Петр Борисович Шелищ, некогда депутат Государственной Думы четырёх созывов, бессменный Председатель Союза потребителей РФ, внимательно выслушал меня по телефону, задал несколько вопросов и выразил осторожный оптимизм нашей затее. На следующий день мы созвонились и он сказал мне очень ободряющие слова: «Вы говорите, что вы как та лягушка, которая решила лапками взбить молоко в масло. Но я вижу, что вы смотрите шире, и пытаетесь увлечь в это занятие всех вокруг. Мне это нравится, я вас поддержу». Вот так у нас на борту появился, как говорят, «старый боцман», который ходил многими водами и которого боятся стихии. Это очень ободрило нашу команду и мы продолжали грести, цепляясь за любой позитив, и строго следуя курсу.
Команду наставников уже на первом этапе также пополняет легендарная Татьяна Черняева, которая тут же дает название детской выставке в рамках проекта «АБВГДетсво», как символ качественной и безопасной среды для подрастающего поколения. Сергей Ряховский, долгожитель Общественной палаты РФ, единственный, включенный во все шесть созывов и уже назначенный в предстоящий седьмой созыв указом Президента. Его имя и репутация безупречны, и он предоставляет свой авторитет ради успеха проекта. Это уже совсем не бизнес. Это движение души.
Со временем позитива становится все больше. Прежде всего, когда разработка проекта перешла от проектирования платформы, к ее реализации, мы увидели, что, благодаря точному пониманию что и как мы хотим сделать, наши программисты увидели способы выполнить задание элегантно, надежно и с последующими минимальными затратами на масштабирование. Фух, основные страхи отлегли. Дело за малым - нужны партнеры, чтобы оплатить рекламу, чтобы привлечь клиентов. Или наоборот? Не важно. В общем всем нашим замечательным выставкам нужны экспоненты и посетители. А их нет. А время неумолимо движется к маю. Ведь с первых чисел мая все должно начинаться.
Наши менеджеры активно звонят, рассылают предложения, убеждают, но ни одной оплаты, ни одного заказа так и нет. Однако о нас узнают, начинают обсуждать. Медленно, но верно к нам приходят партнеры, которые берутся оказать организационную помощь, включиться в продажи, организацию деловой программы... Затем все чаще случаются содержательные переговоры.с организаторами выставок... Не самых крупных, но все-таки. Мы видим, что наш продукт им понятен, он удобен и актуален. Так случаются первые договоренности по линии платформы и первые переговоры по участию в «Экспо-Днях».
Совсем недавно Минкомсязи дало положительную оценку проекту, называя его «актуальным» в условиях самоизоляции. Удобным и интересным инструментом характеризуют проект эксперты по закупкам компаний, входящих в АКОРТ (объединяет крупнейшие торговые сети). Интересный диалог складывается с руководство АКИТ (объединяет крупнейшие предприятия интернет-торговли). В других условиях конкуренты, а ныне братья по оружию - организаторы онлайн выставки RuBuild включаются в подготовку сегмента «Строительство» в рамках «Экспо-Дней».
Когда пришла идея организовать не просто ряд отраслевых выставок, а всероссийскую выставку-ярмарку «Товары и услуги онлайн», мы поняли, что это проект открыт буквально для каждого. Для нас стало очевидно, что сами того не подозревая, мы создали место, где, в самый трудный момент самоизоляции, вся страна сможет вдохнуть мощный глоток позитива. Недостаточно сказать, что продавцы и покупатели смогут найти друг-друга и сгладить негатив от коронавируса. «Экспо-Дни онлайн» не просто станут поводом для многих предприятий, больших и маленьких, сделать шаг в «цифру».
Акция экономического оптимизма «Экспо-Дни онлайн - сопротивляемся коронавирусу, меняемся к лучшему» станет местом, где люди нашей страны и стран ближнего зарубежья вновь встретятся и начнут созидать. Откровенно говоря, мне теперь уже все-равно, будет та или иная компания участвовать вместе с нами или нет. Даже не так важно какие будут результаты в плане цифр или выгоды. Для нашей команды «Экспо-Дни онлайн» стали возможностью почувствовать себя частью народа, ощутить потребность отказаться от страха в пользу добрых перемен, иметь честь ответить на глубинный запрос граждан и бизнес-сообщества. Этот проект уже не про количество, а про качество. Про то, как мы прожили эти дни, чему себя посвятили, и какими мы станем, когда все закончится.
Есть мнение, что именно это время обладает свойством предоставлять редкие возможности, сродни тех, о которых говорил известный деятель революции, фактически перефразируя свящённое писание: «И последние станут первыми».
Иван Иклюшин
Генеральный директор,
Периметр Групп
Инициатор проекта «Экспо-Дни онлайн»