"Спутник" (2020) — российский научно-фантастический триллер, который из-за ситуации с коронавирусом не показывали на больших экранах и сразу выпустили в онлайн (трейлер в конце текста).
Спасибо за "лайк" и подписку — дальше будет ещё интереснее! А в Telegram-канале "Сай-фай ревью" ещё больше вкусностей, новостей и халявы!
Безбилетный пассажир
События фильма разворачиваются в 1983 году в СССР. Посадка космического корабля "Орбита-4" проходит нештатно, два советских космонавта получают серьёзные травмы при весьма загадочных обстоятельствах.
Врача-нейрофизиолога Татьяну Климову (Оксана Акиньшина), известную радикальными методами лечения и, как иногда говорят, нацеленностью на результат, просят осмотреть одного из космонавтов — Константина Вешнякова (Пётр Фёдоров), который содержится в научно-исследовательском институте где-то в казахских степях.
Прибыв туда, Татьяна узнаёт, что Вешняков удивительно быстро восстановился от серьёзных травм, полученных при посадке корабля. Однако теперь он спит за бронированным стеклом и страдает от амнезии — космонавт не помнит как приземлялся и как его товарищ лишился части головы.
Очень скоро Татьяна узнаёт, что с космонавтами на Землю прибыл опасный "пассажир", который теперь живёт внутри Вешнякова. Татьяне предстоит найти способ их разделить.
Не про монстров, а про людей
Главное, не обманываться в ожиданиях: "Спутник" — не фильм ужасов, как могло сперва показаться. Этот фильм, кажется, даже не пытается напугать зрителя.
Наверное, поэтому инопланетный организм показали ещё в трейлере. Да и сам он похож на что-то... милое и не опасное, особенно в сцене с неваляшкой.
История, к счастью, совсем не об этом.
Лично мне хочется похвалить актёров. Акиньшина, сыгравшая целеустремлённого доктора и человека с принципами, Пётр Фёдоров, показавший героя, терзаемого чувством вины и долга, и, Фёдор Бондарчук, убедительно, на мой вкус, сыгравший интеллигентного офицера, но также и расчётливого манипулятора Семирадова — следить за их игрой было приятно.
Стоит отметить игру Антона Васильева, которому достался образ учёного Ригеля, однозначно приметный и противоречивый.
Вообще герои, за исключением некоторых моментов, ведут себя как люди, чувства и действия которых доступно считываются. Они оказываются в непростых, но понятных зрителю ситуациях, когда должны принять сложное решение — и эти решения, на мой взгляд, практически всегда оправданы в рамках показываемых характеров. Жаль, что сами характеры крайне шаблонны.
Образ прошлого, которого не было
Отдельно хочется похвалить и картинку: несмотря на выбранную для истории обстановку (советский институт где-то в Казахской ССР, скупой советский быт, часто приглушённый свет и проч.), создателям удалось добиться насыщенного и сочного визуала.
Кроме того, спецэффекты сделаны качественно, в том числе инопланетный "пассажир".
Что касается антуража истории, то на мой вкус, "Спутник" из серии "где-то я уже это видел". Например, эксплуатация реквизита СССР со злыми советскими офицерами в секретном исследовательском институте (где почему-то ужасный дефицит учёных, зато полно военных), которые делают образ привлекательным разве что для западной аудитории. Это вообще худшая часть "Спутника", на мой взгляд.
Или монстр, который из объекта исследования превращается в оружие, и его пытаются использовать, несмотря на потенциальную угрозу для окружающих. А сам "пассажир" внешне явно наследует ксеноморфу из "Чужого" или Кельвину из "Живое" — но он мил и не кажется опасным, что также стоит записать к значительным минусам.
А историю о покорителях космоса, которые привезли в себе что-то неземное и опасное, мы так или иначе видели в "Жене астронавта".
Однако создатели "Спутника", несмотря на такой винегрет из "источников вдохновения", всё же попытались создать самостоятельную историю о сильных людях и о том, какие ужасные формы может принять чувство долга и вины. Задумка хорошая.
Да, не обошлось и без досадных просчётов и несостыковок в истории, имейте это в виду при просмотре.
Однако, на мой вкус, "Спутник" — достойный отечественный проект в ряду жанровых картин, где, например, нет чудовищ ради чудовищ, зато есть приятные актёры и драма. Конечно, это не шедевр даже в рамках жанра, но рекомендую составить собственное мнение, фильм заслуживает внимания.
P.S. По ссылке — интервью с главой российской студии, работавшей над визуальными эффектами.