Прогноз Винера о будущем, в котором AI будет стремиться сделать "игры" широкого спектра социальных, моральных и культурных вопросов - функции, переводимые в понятные формулы - должен заставить нас опасаться аутсорсинга социальных, моральных и культурных решений системам, в которых отсутствует ощущение смысла жизни, отсутствует осознанное понимание или какое-либо ощущение того, что люди и человеческие дела имеют значение.
Приход ИИ в наш мир должен подтолкнуть растущее осознание того, чем мы отличаемся как творческие существа от машин, которые имеют ограниченный вид "воображения" - более метафоричного, кажется, чем реального. Человеческое воображение является ключом к построению сознательной личности, воплощенной истории, Я и сопереживания к другим Я.
Оно является основой метафоры в языке и символике; динамичной, формирующей силу в искусстве и музыке; источником всех актуальных, возможных и невозможных историй, импульсом для трансцендентальных желаний - "души в перефразировке, сердца в паломничестве" поэта Джорджа Герберта, "неподвижной, грустной музыки человечества" Уильяма Вордсворта. Воображение - это сила, которая движет сердцами и душами, освобождает нас, протягивает руку помощи в молитве и хвалебии.
Рассматривать воображение как метафизику, - писал поэт Уоллес Стивенс в 1948 году, - значит думать о нем как о части жизни, а думать о нем как о части жизни - значит осознавать степень хитрости". Мы живем в разуме". Стивенс охарактеризовал творческое воображение как "необходимый ангел земли", в глазах которого "ты снова видишь землю". Метафора ангела напоминает Фому Аквинскому, средневековому богослову и философу, который провозгласил, что ангелы "существуют везде, где применяются их силы". Для Аквинаса: "Ангел теперь здесь, теперь там, без промежутка времени". Теперь, когда мы разделим планету с системами ИИ, в некотором роде более разумными, чем мы есть, есть возможность еще раз допросить себя о природе человеческого воображения и понимания.
Литературная биография Сэмюэла Тейлора Колериджа (1817 г.) была написана из страсти к изучению состояния воображения для его поколения. Колеридж был брошен вызов модной, механистической теорией разума-мозгов ранних философов 18-ого столетия Дэвид Хартли. Сначала Колеридж был загипнотизирован "Замечаниями Хартли о человеке" (1749), в которых предлагалась универсальная система взаимосвязи, основанная на вибрациях в природе, теле, нервной системе и мозге. Хартли обратился к политическим радикалам с призывом отрицать картезианский дуализм и отвергнуть первородный грех в пользу личного и общественного оздоровления, свободного от класса и церкви. Он также предложил редукционистский, материалистический счет ума, который повлиял на поэтов, философов и политологов в 1790-х годах.
Тем не менее, писать стихи, наблюдая за тем, как его дети экспериментируют с языком и метафорой, борются с опиумной зависимостью и разбитым браком, Колеридж претерпел изменения в своем сердце и разуме. Узкая, ассоциативная теория ума Хартли была неадекватна, чтобы объяснить силу воображения на каждом уровне его существа. Опираясь на обширную цепь литературы и философии, включая мыслителей от Аристотеля до Канта, Колеридж провел годы в исследованиях и писательской деятельности, исследуя теорию воображения, которая соответствовала его личному опыту. Он выделял многочисленные виды воображения, и то, что он называл фантазией (или фантазией), опираясь на психологию дня, эстетику. Конечным результатом стала "Биография", которая стала бы катализатором исследований воображения от середины 19 века до Ф. Р. Левиса и И. А. Ричардса в середине 20 века, до Поля Рико в наши дни.
Приход ИИ призывает к обновленной теории воображения для будущих поколений, которая также должна опираться на ряд дисциплин, включая антропологию, психологию, философию, неврологию, литературные и культурные исследования, математику и, конечно же, само ИИ. Она должна охватывать перспективы художников, писателей, композиторов и духовных мыслителей. И она должна включать в себя, возможно, тревожную перспективу увидеть себя в том виде, в каком нас увидят машины.
В книге "Траур и меланхолия" (1917) Зигмунд Фрейд определил траур как эмоциональную реакцию на потерю любимого человека, "или потерю некоторой абстракции". Меланхолия, по его мнению, была "патологической предрасположенностью", когда она становилась фиксированной и невротической, неспособной двигаться дальше. Его определение повлияло на многих мыслителей, среди которых был и Уолтер Бенджамин. В своем эссе "О концепции истории" (1940) Беньямин рассматривает акварельный рисунок Пола Клея Ангелуса Нового (1920). Он называет его "ангелом истории" с его меланхоличным взглядом. Ангел, как он пишет, с печальными желаниями размышляет о безвозвратных страницах истории, потерянных в результате разрушений и бедствий.
Напротив, исследовательская группа ИИ, называющая себя Глубоким Ангелом, видит Ангелуса Новуса как взгляд в будущее. Глубокий Ангел сочетает в себе искусство, технологию и философию, чтобы предвидеть грядущие бедствия. Члены группы считают, что ангел Klee's говорит о меланхоличном предчувствии темной стороны технологического прогресса. Ангел", - пишут они в своем проспекте, - хотел бы предупредить мир о своем видении, но он попал в бурю прогресса и не может передать никаких сообщений". ИИ, утверждают они, поможет нам заглянуть в будущее и действовать, чтобы изменить его, чтобы развеять предчувствие ангела меланхолии.
Хассабис не одинок среди современных изобретателей ИИ, предлагая, что их системы, масштабированные, преданные и в сотрудничестве с человеческим интеллектом, сделают мир лучше. DeepMind, наряду с другими компаниями, занимающимися искусственным интеллектом, хотят запустить свои системы в эксплуатацию для решения неразрешимых проблем в будущем: в науке, окружающей среде, медицине, развитии и образовании. "Воображаемая" способность ИИ заранее отрабатывать сложные вероятности и последствия вполне может сигнализировать о другом виде необходимого ангела, в чьем поле зрения вы снова видите Землю (перефразируя Стивенса).
"Я научу вас различиям!" - говорит мудрый Герцог Кентский в книге "Король Лир". Мы тоже должны надеяться научиться многим различиям до прихода так называемого Искусственного Общего Разума. Мы должны узнать разницу между метафорами и реальностью, а также разницу между нами и машинами нашего производства.
Человек, который знает разницу, чемпион мира Го, Ли Седоль. Меланхолия его потери не была фиксацией, так как он не отчитывался долго. Он утверждает, что в игре с AlphaGo он научился разным стратегиям и проницам. Он углубил свою игру как человек. После этого он не мог дождаться, когда применит свои новые знания в последующих матчах высокого уровня. Он сообщил о восьми победах подряд.