Найти тему

Страх совершить ошибку. Можно ли ошибаться?

Оглавление

Почему-то мы считаем, что ошибаться - это плохо. Оступаться - нельзя. Давайте кратко разберемся с этой темой!

Не надо думать, что ошибаться - плохо. Не надо клеить клеймо неудачника тому, кто ошибается. Почему?

Об ошибках

Когда мы ошибаемся, чувствуем себя виноватыми. Критикуем и ругаем себя. По факту каждый когда-то бывает не прав и промахивается. То, что мы называем ошибками, для нас выделяется ярко. Невероятно трудно перестать фокусироваться на собственных ошибках.

Такое восприятие ошибок у нас заложилось с детства. Школьный учитель исправлял недочеты красным и снижал за них оценки. Модель воспитания учит сосредотачивать внимание именно на ошибках, негативе и промахах. Мы фиксируемся на ошибках в детстве и проносим это через всю жизнь. И взрослый страдает от этого не меньше, чем ребенок. Концентрироваться на ошибках - это ужасно. В наших силах научиться не делать так.

Психологическая ловушка

Что самое плохое в том, что мы фиксируемся на ошибках? Мы виним и корим себя только за то, что совершили нечто плохое. Этот механизм вовлекает нас в психологическую ловушку. Она держится на такой идее наших родителей: если не давать ребенку ошибаться, то он перестанет это делать. Будет хорошим, правильным. Это иллюзорное восприятие. И на деле все не так. Почему этот миф так опасен? Постоянно тыкая ребенка носом в его промахи, родитель подразумевает и завуалированно произносит "ты плохой". Таким образом ребенок обучается концентрировать внимание именно на ошибках. А что на самом деле? Ошибка уже совершилась и время не отмотаешь назад. В принципе, невозможно, что-то изменить.

Ошибка = самообвинение

Фокусироваться на вчерашних ошибках - значит попадать в фрустрацию. Что значит фрустрировать: иметь тщетные ожидания, когда желания не соответствуют возможностям. В будущем, основываясь на своем опыте, человек учится не совершать прошлых ошибок. А если он их делает, чего стопроцентно не избежать, то сильно ругает себя. Начинаются мучительные укоры и обвинения себя. Необходимо сломать этот травмирующий механизм. И поменять его на продуктивную конструкцию.

Страх совершить ошибку хуже самой ошибки
Страх совершить ошибку хуже самой ошибки

Ошибаться - хорошо

Сам факт ошибки полезен. Например, неправильный выбор, неверно принятое решение, неправильное вычисление, грамматическая ошибка, ошибки в учебе. Для жизни это очень полезно. Наше обучение и развитие происходит именно на базе ошибок.

Понятие успешности - не развивающее. Мы достигли успеха, порадовались и стали счастливыми. Далее мы должны это все время повторять. Но воспроизведение одного и того же - это не рост. Развитие строится на изменении нашего поведения. Мы начинаем выполнять действия более качественно, что-то улучшать и подкручивать, поэтому развиваемся и растем в чем-либо. Только так мы развиваемся. Но как мы определим вектор верного движения, если не будем совершать ошибки? Без них непонятно, куда двигаться.

Когда мы переступаем через наши ошибки и исправляем их, мы укрепляем нашу самооценку. Следует научиться концентрировать внимание не на самом факте совершенной ошибки, а на ее последствиях. Факт уже случился и ничего не сделать. Корректировка завершенного процесса нам недоступна. А последствия можно как-то обрабатывать. Можно восстановить разрушенное и исправить недочеты.

Воспитание детей

Умение правильно оценивать ошибки - важное качество родителя, занимающегося воспитанием ребенка. Нужно учить детей работать именно с последствиями и не фиксироваться на самой ошибке. Оптимально демонстрировать возможные последствия до принятия решения. Так наши дети учатся размышлять о последствиях своих действий до совершения действий. Ошибки - основа развития.

Полезно выявлять свои оплошности и стараться их не совершить в будущем. Полезно уметь оценивать вероятность и глубину ошибки перед каким-либо действием.

Если мы будем правильно взаимодействовать с детьми, они будут чаще обращаться к нам за советами перед совершением каких-то поступков. И так научатся сами прогнозировать, взвешивать возможные результаты своих будущих поступков. Пусть на здоровье ошибаются и учатся работать с последствиями.

Воспитывая ребенка, нужно воспитывать, в первую очередь, самого себя. Демонстрировать правильную модель поведения, мышления. В таком случае сам факт ошибки уже не так травмирует. Факт совершенной ошибки никак не характеризует личность.

Итак, подытожим. Важнее последствия ошибки, а не сам факт ее совершения. Сделанные выборы и принятые решения - в прошлом. Теперь нужно работать с последствиями. Вместо того, чтобы корить себя и заниматься самобичеванием после ошибок, применяйте конструктивный подход и идите дальше.