Когда мы выставляем себя против машин, игра может закончиться только слезами. Это в нашем даре - представить себе другой способ...
В игру Го, которая имеет 3000-летнюю историю в Китае, играют два человека на доске со счетчиками, или камнями, в черно-белом цвете. Цель игры - победить соперника, окружив его территорию. Метафорически проигравший душится в подчинение победителя. На матче, состоявшемся 12 марта 2016 года в Сеуле, в Южной Корее, чемпион мира Go Ли Седоль, за которым наблюдали сотни болельщиков, и миллионы зрителей по телевидению, впали в явное отчаяние, одержав победу над своим оппонентом: машиной.
Go является настольной игрой, как никто другой. Говорят, что она отражает смысл жизни. Есть невероятное количество потенциальных ходов - больше, говорят, чем все частицы известной Вселенной. Серьезные игроки "Го" тренируются практически полный рабочий день, начиная с пяти лет; они думают об игре как об искусстве, так и о философии, требующей высочайшего уровня интеллекта, интуиции и воображения. Чемпионы - почитаемые знаменитости. Они говорят об игре, как об обучении их "пониманию понимания", и называют оригинальные выигрышные ходы "Божьим прикосновением".
Лицо Ли, проигравшего третью из пяти партий, а значит и матч, стало картиной печали. Как будто он подвел всю человеческую расу. Он был побежден AlphaGo, машиной, которая работает на глубоко слоистых нейронных сетях, имитирующих человеческий мозг и нервную систему. Инженеры и специалисты по искусственному интеллекту (ИИ), создавшие AlphaGo, признают, что не понимают, как работает интуиция машины. Если меланхолия является следствием утраты, то, что было оплакиваемо в тот день, это гибель чего-то уникального в человеческой природе.
AlphaGo был разработан в исследовательской лаборатории ИИ DeepMind, дочерней компании мощной корпорации Google. Представители DeepMind говорят, что это только начало: они сравнивают свои исследовательские программы с выстрелом "Луны Аполлона" или телескопом Хаббла. Компания наняла 700 техников, из которых 400 - пост-документальные компьютерщики. Они с нетерпением ждут того дня, когда машины ИИ будут использоваться для решения самых непроницаемых и непокорных проблем в науке, здравоохранении, окружающей среде... Вселенной.
Ученые DeepMind были в восторге от их успеха 12 марта 2016 года. Их хор вспомнил фильм доктора Франкенштейна - "Он жив!... он жив!" - в фильме 1931 года режиссера Джеймса Уэйла. Между тем, эмоции Ли и его сторонников заставляют вспомнить проникновенную атмосферу меланхолии в романе Мэри Шелли; один из комментаторов говорил об их "тяжелой печали". Ли, в свою очередь, символически пережил судьбу брата Франкенштейна Уильяма, брошенного чудовищем в глубине леса.
Катартическое предчувствие знакомо в бесчисленных рассказах о гордыне, от первоначального мифа о Прометее до Франкенштейна (1818) и далее до взрыва фантастической литературы и кино 20-го и 21-го веков. Но именно меланхолия преследует воображаемое зрелище людей, которые поражают Бога, создавая существа, созданные по их собственному образу и подобию. Для монстра Франкенштейна, как и для его создателя Виктора, в основе разворачивающихся страданий и насилия лежит сознание того, что он создал искаженное человеческое подобие. "Я злобен, потому что я несчастен", - говорит монстр. "Неужели меня не избегают и не ненавидят все человечество? В отсутствие отцовской доброты от Франкенштейна его горе превращается в ненависть и убийственную месть: "Если я не смогу вдохновить любовь, я вызову страх".
Фильм Алекса Гарланда "Экс Машина" (2014) - недавнее проявление катастрофической гордости в теме "творец-творец". В нем показан Натан, гений-миллиардер ИИ-ученый и современный доктор Франкенштейн, который живет один в отдаленном исследовательском центре, где он строит роботов-женщин. Его последний артефакт - Эва, победный ИИ-андроид с подозрением на сознание. Натан хочет проверить ее способность к соблазнению. Он нанимает молодого и впечатлительного компьютерного ученого Калеба под предлогом проведения серии тестов Тьюринга: перепутает ли Калеб машину с человеком? Влюбится ли он в нее? Ответы, соответственно, "нет" и "да".
Ава, со своей стороны, манипулирует Калебом для своих скрытых, долгосрочных целей. С помощью товарища робота, она убивает Натана и убегает, оставляя Калеба в тюрьме и в одиночестве, столкнувшись с голодом и смертью. Калеб вызывает наше презрение и жалость. Но Ава, несмотря на свои ранние выражения разочарованного томления (которые свидетельствуют о печали дамы Шалотта, "наполовину больной тенями", но которые на самом деле являются тактикой обмана), является извращенной версией заключенного, преодолевающего множество препятствий, чтобы спастись бегством из пещеры нереальных андроидов в Платоне. В конце фильма Эйва оказывается на вертолете вдали от объекта, в мир реальных людей. Чувство предчувствия преследует фильм с самого начала, раскрытое в предсказании Натаном будущего ИИ: "Однажды, - говорит он, - ИИ будут оглядываться на нас так же, как мы смотрим на ископаемые скелеты с равнин Африки". Прямая обезьяна, живущая в пыли, с грубым языком и инструментами, все готово к вымиранию".