По долгу службы порой приходится вникать в различные проблемные семейные вопросы. То родительские обязанности ненадлежащим образом выполняются. То родители не знают, что со своим подросшим 15-летним чадом делать - оно, переполненное гиперопекой, из мамы с папой веревки крутит, до инсультов своими закидонами доводит, а они на него никакого влияния оказать уже не могут. То потеряется на пару недель какой-то маленький человечек, ищем его с волонтерами. То ещё какая мутная история.
Всякое бывает. В огромных архивных файловых папках - сотни листов бумаги. А на самом деле, каждая такая страничка - чья-то судьба.
Иногда возникают довольно спорные ситуации, в которых и виноватых вроде бы нет, однако...
Урок математики. Не дистанционный, нормальный рабочий урок в докарантинной школе. Дети выполняют задание, учитель ходит по рядам, заглядывает в каждую тетрадь, контролирует рабочий процесс. Если кто не понял - поднимается рука, учитель тут же подходит.
На третьем или четвёртом круге между рядами учитель вдруг замечает, что тихая бессловесная девочка Соня, сидящая за третьей партой, как-то неестественно держит руку на столе. То есть правой-то она пишет, а вот левая странным образом загибается вверх, закрывая половину тетради.
Что это может быть?
Учитель подходит к ученице и просит показать тетрадь. Соня ни в какую, упирается, закрывает записи. После некоторых убеждений тетрадь всё-таки оказывается в руках учителя.
А там на каждой странице внизу приписочка небольшая, детским неуверенным почерком выведенная: «Мне осталось жить 8 дней 9 часов 35 минут».
И на каждой последующей странице число этих самых дней сокращается.
Пауза. Класс настораживается и начинает вертеть головами. Учитель молча возвращает ребёнку тетрадь, урок продолжается.
На перемене начинается светопреставление.
Естественно, после такого неожиданного «открытия» учитель идёт к администрации и в полном объёме докладывает о случившемся. Администрация на пять минут впадает в паническое состояние, потом начинается беготня. Приглашаются психолог, инспектор, социальный педагог, классный руководитель. Звонок родителям:
- У нас тут с Соней проблемы. Срочно приезжайте!
Мама в ответ выражает полное нежелание предпринимать какие-либо действия вообще.
- Мне некогда. Я на работе. Что у вас там?
Да у нас-то, в принципе, ничего, только вот дочь, вроде, Ваша...
Приезжает мама через час. Беременная, месяце на шестом. С порога дерзкие комментарии и недовольное выражение лица, дескать, что это ее по пустякам таскают в школу!
Начинаем излагать ситуацию. Осторожно, так как вопрос очень щепетильный и требует особого подхода. Мама покрывается пятнами и в какой-то момент выдаёт:
- Моя дочь этого сделать не могла. Я знаю своего ребёнка, она домашняя девочка. Это кто-то из одноклассников над ней подшутил и написал в ее тетради.
Приводим девочку. Сначала полное отрицание. Потом слезы. Сопли.
- Ты написала?
- Я.
И тут ребёнок выдаёт всю правду, от которой даже у психолога слезы в глазах задрожали.
Оказывается, родители этой девочки год назад развелись. Мама завела для Сони нового «папу», а настоящий папа завёл себе другую тетю и даже новую «Соню» - родилась у него дочка с новой тетей, и имя ей решили дать такое же. Новый «папа» «старую» Соню особо не жалует, относится к ней, как к котёнку - мама на работе, а он насыпал тарелку «корма» ребёнку - и брысь с глаз долой в свою комнату!
А у Сони накануне был день рождения. Мама чмокнула в щечку, подарила 500 рублей, а новый «папа» вообще сделал вид, что нет никакого праздника. И вечером отругал маму за то, что разбазаривает деньги на «прихоти» ребёнка.
Родной папа пообещал Соне, что приедет к ней через неделю (!), пока у него почему-то никак не получается проехать две остановки на автобусе, и подарит ей огромного-преогромного плюшевого медведя и наушники AirDrop.
И Соня вот таким своеобразным способом решила отметить в тетради тот самый час Икс, когда она встретится со своим отцом.
Как сказала сама девочка, «после его приезда у меня начнётся другая жизнь».
Беседовали долго. С мамы слетел весь пафосный лоск и была забыта работа. Соня нарыдалась от души и поклялась, что ничего плохого не замышляла. Ушли мама с дочерью часа через два, обнявшись, одухотворенные и объединённые в каком-то общем семейном порыве...
Через неделю выяснилось, что сонин папа про день рождения дочери и обещанный им подарок забыл. Соня пришла в школу с огромным синяком на шее. А ещё через неделю девочка из параллельного класса вышла с 14 этажа. Без вариантов.
А школа что? А что она может сделать? Ничего. Есть родители. И у них все права по воспитанию своих детей. А школа пишет письма. В опеку, в комиссию по делам несовершеннолетних, в прокуратуру...
Заберут эту Соню из проблемной семьи по решению суда. А там уже и новая «Соня» родится.