Найти тему

Космос и Музыка: наша взаимосвязь

Рассуждениям на галактические темы в наше время уделяется пристальное забота. Космосу приурочены к научно – исследовательские труды, научно–популярные произведения, а например же художественные работы (произведения литературы, кинематографии, изобразительного искусства и музыки). Платон гласил: «Астрономия вынуждает душу глядеть ввысь и ведет нас из сего мира в другой». Ну, а собственно что же, как ни музыка, вынуждает человека подумать, броситься в что-то другое, ежели элементарно воспоминания?

Содержание космоса – это нескончаемое содержание в музыке. В творчестве различных эпох обретает собственные образы и содержит определённые способы художественной выразительности, личный музыкальный язык, понятный и нужный в этот исторический этап. Моя цель – показать отражение данной темы в музыке, а также рассказать о том, как она повлияла на творчество русских композиторов серебряного века и музыкальных групп 70-90-х годов  XX века, когда начали появляться шоу – программы, наполненные спецэффектами и стилизованными костюмами на космические темы. В собственной работе я обращаюсь к наиболее броским примерам, а как раз к творчеству А.Н.Скрябина, композитора серебряного века и проанализирую креативная дорога музыкальных групп 70-90х годов.

-2

«Музыка — самое божественное и духовное из всех искусств».

(Письма Махатм. Избранные письма 1880-1885, Письмо XXII)

Музыка. Эта земная и неземная. Музыка — будто отблеск другого места, другого времени, других миров. Она звучит и в шуме водопада, и шелесте листьев, и пении птиц. Музыкой заполнены травки, тянущиеся к Солнцу, ибо Солнце — сама музыка. В час восхода оно поет Земле песню о встрече, а при заходе — мелодию разлуки.

В отдаленные от нас тысячелетия эпохи людей умели выслушивать музыку мира, зная ее согласие со всем имеющимся в природе. «Музыка, ее 1-ый звук, появилась в одно и тоже время с творением мира», — например заявляли античные мудрецы.

Во Вселенной, где идет борьба Космоса и хаоса, порядка и беспорядка, гармонии и дисгармонии, музыка занимает особое положение: «музыка — наука о хорошей гармонии. Когда же мы совершаем несправедливость, то не сохраняем музыку. Таким же образом небо, земля и все, что движется в них всевышним повелением, не существует без науки музыки. Действительно, Пифагор свидетельствует, что этот мир основан посредством музыки и может управляться ею».

-3

Платон, большой Наставник древности и последователь Учения Пифагора, считал музыку ключевым средством воспитания гармонической личности. Философ довольно всерьез относился к подбору мелодий для прослушивания общественностью.
Наконец, Галактика звучит, но обычный человечий слух не улавливает небесных звучаний. Их воспроизводит музыка — отблеск галактической согласии. Человек, как доля Вселенной, настраиваясь при помощи великолепных мелодий на гармонические звучания Космоса, обретает духовные силы и телесное самочувствие. Например говорят античные трактаты .

Музыкальный космизм в России

Вершиной музыкального выражения русского космизма является конец XIX – начало ХХ века. На общем фоне слома мировоззрения появились русские композиторы – космисты, которые своими музыкальными и научно-публицистическими произведениями утверждали идеи музыкального космоса. Эти идеи высказывались как самими композиторами, так и философами.

Проблемное поле выдающихся русских композиторов ХХ в. – Скрябина, Рахманинова, Прокофьева и др. – было задано философской мыслью, особенно философией всеединства В. С. Соловьева, которая выводила их на проблемы космизма. Идеи положительного единства, синтетический метод познания оказались близки отечественным композиторам. Пример - произведение Ивана Вышнеградского «День Бытия». Бесконечность мира, мысль о всеединстве сущего была для символико-космистов и романтической мечтой, и восторгом, и философской доктриной, духовным отцом которой был В. Соловьев. Многих творцов рубежа ХIХ-ХХ веков (В. Соловьев, Е. Трубецкой, А. Н. Скрябин) объединяла космическая тема: солнце, звезды, луна, небесная лазурь - для них есть символы божественного света, способные преодолевать время и суету. Но наряду с ренессансным ощущением в музыкальной культуре серебряного века ярко проявилась острота переживаний. Во многих сочинениях композиторов - космистов реализуется неистовый порыв и сковывающая сила молчания, небытия. Для всех художников - космистов было свойственно чувство бесконечности, таинственной непостижимости бытия.

-4

Таким образом, рубеж ХХ столетия был отмечен как период активной художественно - эстетической деятельности: поэты и музыканты, философы и живописцы, единые в своем устремлении поиска иной реальности. Диапазон воплощения тенденций эпохи «простирался» от тончайшей нюансировки в миниатюрных формах (романсы С. Рахманинова опус 38) до космической масштабности в крупных сочинениях (кантата С. Прокофьев «Семеро их»). Космический такт объемлет в себе все, от биения сердца до космической музыки сфер. Космос человеческой души - уподобляется Космосу Вселенной. Символ пронизывает эпоху. Поскольку именно музыка наиболее полно выражает символ, все композиторы - космисты явились выразителями идей, укладывающихся в рамки космизма: образы бесконечности (девятая соната А. Скрябина), образы Космоса (Четвертая соната А. Скрябина).

У русских космистов, представителем которых был также и А. Н. Скрябин, возникает новый взгляд на человека как на субъект космической эволюции. Вершин ее достигает не отдельный человек, а соборная совокупность сознательных существ, всего человечества, в единстве всех поколений. Космический процесс представляется композитору неповторимым, когда Вселенная совершает лишь один цикл: она родилась из Ничто и стремится к своей последней цели - Абсолютному бытию. Искусство звуков в скрябинском понимании представляет собой не просто «новое описание» мира, а некую глобальную Реальность, в объеме которой физическая вселенная занимает только часть. При этом музыкальное произведение является своего рода «тоннелем» в космическое пространство звездных миров. Во многих сочинениях Скрябина, сочетание миниатюрной формы, стремительного темпа создает впечатление полета, самоутверждения духа, а выставленные в конце произведения паузы, предоставляют возможность домыслить образ, почувствовать его бесконечную перспективу. Таким образом, осуществляется выход за рамки реального, физического времени; паузы воспринимаются как «шлейф» от пролетевшей кометы. Четвертая соната композитора являет нам посредством музыкальных структур Вечный Космос, бесконечную Вселенную, которые запечатлены в неизменности главной темы - темы Звезды.

-5

Ярким примером космизма в музыке служит творчество великого русского композитора Н. А. Римского-Корсакова. В своей четырнадцатой опере «Сказание о невидимом граде Китеже» (1904), он вновь творит глобальную картину мира, основой которой выступает мифологическая поэтика. Любимый инструмент композитора - хор, как лучшее самораскрытие Соборной Души, когда она осуществляет высшую форму творчества - духовное делание. Таким образом, через хоровое воплощение соборного «мы».

Давайте рассмотрим примеры творческого пути музыкальных коллективов, особенно популярных в этот период, которые обращались к теме космоса.

Музыкальные коллективы, обращающиеся к теме космоса

1. Группа «Rockets»

Концертное Агентство Спика Ракеты
Концертное Агентство Спика Ракеты

Rockets — французская рок-группа. Известны своим имиджем "пришельцев из космоса", одними из первых в истории музыки масштабными шоу с использованием целого каскада спецэффектов (в частности, "инопланетных" декораций, пиротехники, лазеров). Альбомы Plasteroid и Galaxy стали золотым и платиновым соответственно.

История ROCKETS началась в 1972 г., в Париже, где они под именем CRYSTAL играли в основном в клубах. На сцене появлялись в обычном человеческом обличье — в нормальной одежде и с длинными волосами. До сих пор неизвестно, записали ли они что-нибудь в таком воплощении.

В 1974 г. CRYSTAL меняют название на ROCKET MEN (или ROCKETTERS) и вот — пять пришельцев с зелеными глазами (контактные линзы), серебряной кожей и в «космической» одежде — впервые появляются перед публикой в Европе, записав сингл «Rocket Man».

В 1975 название группы меняется на ROCKETS и выходит новый сингл (только во Франции) «Future Woman» — ранняя версия, отличная от той, что будет включена позднее в их первый альбом. Сторона B включает инструментальную композицию «Sexy Planet», не вошедшую ни в один из альбомов.

В 1976 г. во Франции вышла первая пластинка под названием «Rockets», а группа провела серию фантасмагорических живых шоу с использованием вокодера, лазеров, световых эффектов и пиротехники, сразу же имея успех во Франции, а затем и за ее пределами.

По мнению критиков и самих ROCKETS также, альбом «Galaxy» (1980) был лучшим в их истории. С этим альбомом, который получил статус платинового (более 1 млн копий), группа достигла вершины своего успеха. После выхода альбома ROCKETS отправились в большой 200-дневный тур.

Изменения в группе (1984 год) повлекли за собой изменения внешности и музыки. Уже обычные люди (не «пришельцы»), в футуристических костюмах (разработанных Виктором Тольяни, который до этого работал с группой Visitors, а также был художником, скульптором и экспертом в области абстрактного и НФ искусства). Также и стиль музыки изменился в сторону большинства британских поп-групп того периода — меньше «электроники», больше танцевальной.

В 1992 г. на CD вышел сборник «Galactica», в который включены песни с пластинок, выпущенных в период 1980—1984 г.г.

Творческий путь «Rockerts» прошёл кардинальные изменения в разные периоды времени. Но в конечном итоге, возобновляя истинную суть группы, её участники вернули прежний стиль – отражение космоса в музыке.

2. Группа «Зодиак»

Зодиак (латыш. Zodiaks) — советская музыкальная группа из Латвии, существовавшая в 1980-х годах и игравшая инструментальную музыку в жанре синти. «Зодиак» была одной из первых советских групп, исполнявших электронную музыку. Основной тематикой композиций являются космос и научная фантастика (в середине 1980-х годов группа от этой тематики отказалась).

Зодиак: музыка звезд Истина где-то рядом
Зодиак: музыка звезд Истина где-то рядом

Инструментальная группа «Зодиак» под управлением Яниса Лусенса (родился 7 апреля 1959 года) была организована в конце 1970-х студентами Латвийской государственной консерватории им. Я. Витола на базе кафедры электронных музыкальных инструментов. Слушателей потряс высочайший профессионализм и музыкальный вкус команды, несмотря на то, что им было немного за двадцать лет - проявило себя академическое музыкальное образование. Ансамбль начал исполнять необычную для советской эстрады электронно-синтезаторную музыку с «космическими» звуками. Дебютный альбом Disco Alliance был выпущен в 1980 году. Тогда же латышские музыканты написали саундтрек к документальному фильму о космонавтах «Звёздная палитра», в ходе работы посетив Звёздный городок и познакомившись с космонавтами. Названия композиций на следующем альбоме «Музыка во Вселенной» недвусмысленно отсылают к космической тематике. В 1982 году ансамбль успешно выступал в Москве в эстрадной программе «Молодость Балтики», проходившей в рамках заключительного концерта фестиваля «Московские звёзды», посвящённого 60-летию образования СССР и XIX съезду ВЛКСМ.

3. Группа «Space»

Space («космос», читается «спэйс») — французская группа, исполняющая музыку в жанре «космической» электроники и диско.

Группа была создана в 1977 году Дидье «Ecama» Маруани, Роланом Романелли и Янником Топом. В ранний период музыканты всячески подчеркивали научно-фантастическую направленность своей группы, часто выступая в сценических костюмах наподобие скафандров.

В названиях альбомов и известнейших хитов, несомненно, присутствуют космические названия, что еще раз доказывает увлечённое внимание участников группы к теме космоса.

-8

В 2011 году в честь 50-летия полёта Юрия Гагарина Дидье Маруани и группа «Space» выступили с эксклюзивными концертами в Доме Космонавтов Звёздного городка (11 апреля) и в Государственном Кремлёвском дворце (13 апреля). В ходе концертов публике были представлены «Space-версии» всем известных эстрадных хитов о космосе, а композицию «Ура, Гагарин, Ура!», специально написанную Маруани к юбилею, вместе с артистами исполнили космонавты из разных стран.

Выводы

В 70-90–е годы ΧΧ века появляется искреннее внимание к теме космоса, данному содействуют гигантские заслуги в его освоении, вожделение постичь галактическое место и его главные законы. В данный этап формируется большая численность художественной литературы мифического жанра, снимаются кинофильмы, в музыкальной глобальной культуре появляется единое направление групп, в базе творчества коих делаться галактическая содержание. В данный этап начинает развиваться электрическая музыка, это считается благодатной основой для написания композиций, описывающий безызвестный неземной тип, галактические виды.

-9

Исследуя творчество композиторов серебряного века и музыкальных коллективов 70-90х годов XX века, посвящённых теме «Космос в музыке», были выявлены причины, основные идеи и эстетические задачи, которые ставили композиторы для реализации данной темы. Опираясь на данный материал, можно придти к следующим выводам:

  • Тема космоса – одна из вечных тем в музыке.
  • Композиторы разных исторических эпох выражают тему космоса, опираясь на определённые исторические события, и философские идеи, а также используют выразительные средства, музыкальный язык характерный для данного времени и востребованный слушателем.

Кто-то скажет: «Если такая музыка существует — значит, она кому-то нужна». Да, наш земной мир соткан из совершенства и несовершенства. Каждый человек волен выбирать, что ему ближе. Гармоничная музыка явится особой панацеей от многих бед, ибо ее звуки, проникающие всюду способны сделать мир прекрасней, а человека — совершенней.

мироздание
мироздание

Мыслитель гласил: «Слушать Великолепное, видать Великолепное — означает улучшаться».

Наука
7 млн интересуются