В этой короткой статье речь идет о типичном преподавании математики. Точней, об одном математическом правиле, с которого начинают объяснение темы «уравнения» в начальной школе. И которое очень часто приводит к ошибкам и непониманию в дальнейшем.
Речь идет о простом уравнении вида:
5 – Х = 3
Практически все учителя объясняют детям, что в уравнении есть уменьшаемое, вычитаемое и разность. И что, конечно, чтобы найти, например вычитаемое – нужно из разности вычесть уменьшаемое. Все вроде бы правильно. Но есть одно «но».
Учитывая то, что в начальной школе речь идет только о натуральных (положительных и целых) числах, ребенок понимает, что для решения такого примера нужно найти просто большое число и из него вычесть меньшее. Учителя тоже «подсказывают» такой способ для того, что бы улучшить успеваемость ребенка и поднять свои показатели, и показать окружающим какой он грамотный учитель. Находи большое и вычитай маленькое – вот и весь урок.
И так продолжаться может практически до конца начальной школы. И вот, вступив в среднюю школу, ребенок понимает, что этот метод не работает. Точнее работает – но не всегда. Появляются какие то отрицательные числа и вполне может так быть, что нужно из меньшего большее вычесть. Да и все примеры усложняются и «нарастают как снежный ком».
При обучении мы, конечно, знакомим детей с понятием уменьшаемое и вычитаемое. Но не делаем упор на решение с помощью этих понятий уравнений. Пусть это и сложней, но мы с самого начала приучаем детей к переносу слагаемых в другую сторону. Неизвестные в одну сторону – известные в другую. И все. И освоив это ребенок уже к средней школе подходит к правильной системе в решении уравнений – фактически автоматическому решению, зная лишь всего один принцип – перенос слагаемого.
Да, и знак «не теряйте»!