Найти тему
Поребрик.медиа

Как петербургским театрам живётся в эпоху коронавируса

Оглавление

Пандемия затронула все без исключения сферы жизни, но не все — одинаково. Спустя месяц карантина петербургские театры могут оказаться на грани разорения, причем некоторые условия для этого были созданы до вируса.

Театральная жизнь в Петербурге в её традиционном, офлайновом понимании застыла с конца марта, когда все культурные учреждения города прекратили работу с посетителями. Ситуация для Петербурга уникальная. Общеизвестно, что даже в блокаду в Ленинграде артисты продолжали выходить на сцену, например, Театра музыкальной комедии. Тогда, впрочем, не было интернета.

Театры, которые находятся в федеральном подчинении и получают финансирование от Минкульта, имеют и больше ресурсов. Поэтому ежедневно трансляции спектаклей можно увидеть на сайтах Большого драматического и Малого драматического театров. Часто свои представления транслирует Александринский театр.

Что касается городских театров, то в отсутствие полноценной занятости они придумывают новые форматы или возвращаются к архивам. Например, Театр комедии им. Акимова с c 22 по 24 апреля запускает «онлайн-сказки» для своих юных зрителей. Артисты театра записали такие произведения, как «Огниво», «Принцесса на горошине» и «Свинопас». Театр «Мюзик-Холл» запустил просветительский проект «Путеводитель по оркестру», где в режиме реального времени его художественный руководитель Фабио Мастранджело рассказывает о жизни и работе музыкантов. Сами музыканты отвечают на вопросы зрителей. 

Молодежный театр на Фонтанке в режиме онлайн показывает некоторые свои спектакли, а также фильмы. Кроме того, театр организует в сети встречи с актерами. Аналогичные встречи устраивает и Театр Музкомедии. Также на сайте этого театра открыт доступ к архивным записям (раздел «Спектакли в сети»). Здесь до конца изоляции для просмотра будут доступны уникальные проекты — как те, что уже сошли с репертуара, так и те, которые были показаны всего один раз, рассказали «Поребрик.медиа» в пресс-службе театра.

Впрочем, интернет показывает лишь внешнюю сторону того, как петербургская культура переживает пандемию и карантин. Да, театр начинается с вешалки (клише!), но театральный процесс — с бюджета. Как ресторан или швейное производство, театр — это предприятие с финансовыми планами и с обязательствами перед своей аудиторией, учредителем (государством) и сотрудниками. Первое — прокат уже выпущенных спектаклей в соответствии с репертуаром и проданными билетами, второе — выполнение госзадания (то есть, опять-таки, прокат, а также выпуск премьер), третье — выплата зарплат.

«Комитет принимает все необходимые меры»

Бюджет городских театров складывается из субсидии (её дают на и за выполнение госзадания) и сборов от продажи билетов; в редких случаях это могут быть спонсорские средства. С началом карантина доходы театров резко упали, а выполнение госзадания (это основной показатель эффективности с точки зрения властей) оказалось под угрозой.

В городском комитете по культуре не считают, что всё это угрожает финансовой стабильности театров. Там уверяют, что все государственные учреждения, подведомственные комитету, уже в январе получили финансирование на весь 2020 год.

«Это средства на содержание имущества, выплату заработной платы, на ведение своей деятельности, если говорить о театрах, – на показ спектаклей и другие статьи расходов», — пояснили в ведомстве.

Кроме того, в этом году, говорят в комитете, театрам добавили финансирования (почти на 10%). Поэтому в условиях карантина «городские театры имеют тот необходимый ресурс, чтобы выплачивать зарплаты сотрудникам, содержать имущество», — заверили «Поребрик.медиа» чиновники.

Правда, заявление о полной финансовой обеспеченности театров в соответствии с госзаданием противоречит и практике, и другим заявлениям самого комитета. В ведомстве сообщили, что театрам снизили норматив по выполнению госзадания — ранее именно об этом просил, в частности, председатель Совета директоров городских театров, гендиректор Театра Музкомедии Юрий Шварцкопф. По его словам, это может улучшить (хотя и не существенно) именно финансовое положение учреждений культуры. Новый показатель по допустимому отклонению количества публичных выступлений – 25%, по допустимому отклонению по заполняемости зрительного зала — 10%.

«Комитет принимает все необходимые меры, чтобы не допустить стрессовых финансовых ситуаций в подведомственных учреждениях», — заверили чиновники.

«Я не представляю, как мы снова выйдем на тот же уровень заработка»

В городских театрах на ситуацию смотрят под другим углом. Хотя о банкротстве театральной сферы говорить преждевременно, под ударом оказались как минимум текущие выплаты сотрудникам.

«В апреле мы были вынуждены перейти на бюджетную зарплату, — рассказал «Поребрик.медиа» директор — художественный руководитель «Приюта комедианта» Виктор Минков. «В среднем она составляет 60% от суммы, которую люди получали в предыдущие месяцы. Поскольку остальные 40% выплачивались из средств, самостоятельно заработанных театром от продажи билетов. А их сейчас нет».

Ежемесячно «Приют комедианта» зарабатывал за счет проката 6-7 млн рублей. Схожая ситуация и у других. Например, у Театра Музкомедии за март-апрель выпадающие доходы составили 45 млн рублей. И это без учета того, что театру пришлось вернуть деньги за уже проданные билеты (ещё 15 млн рублей).

Вдобавок, даже выход с карантина не гарантирует скорого выхода на те же уровни доходности, что были прежде. По оценке главы петербургского отделения союза театральных деятелей Сергея Паршина, зрители как минимум несколько месяцев после отмены всех ограничений будут опасаться ходить в театры, как и в другие места массового скопления людей. А значит, отсутствие билетной выручки может затянуться до осени.

«Я не представляю, как мы снова выйдем на тот же уровень заработка после выхода с карантина, — делится опасениями Виктор Минков. — То есть [как будем] покрывать текущие расходы на проведение спектаклей, рекламу, хозяйственное обеспечение и, конечно, выпуск новых постановок».

На этой неделе на тяжелое положение петербургских театров призвал обратить внимание глава Союза театральных деятелей Александр Калягин. Он считает политику Смольного недопустимой.

Письмо комитета финансов с сообщением о грядущем секвестре бюджета
Письмо комитета финансов с сообщением о грядущем секвестре бюджета

«Правительство Санкт-Петербурга не только не планирует покрыть финансовые потери, связанные с отменами спектаклей, но и предлагает готовиться к сокращению (!!!) бюджетных ассигнований», — пишет Калягин на сайте СТД. По его данным, секвестр бюджета городских театров может составить от 500 млн рублей до 900 млн рублей. Глава Союза театральных деятелей призывает Смольный одуматься и напоминает, что в новых поправках к Конституции записано: «Культура поддерживается и охраняется государством».

Бюджет замедленного действия

Заявление Калягина было обнародовано в понедельник, 20 апреля. В тот же день на него отреагировали в городском комитете по культуре — теми же словами о снижении госзадания (по факту ведомство распространило в СМИ письменный ответ на запрос «Поребрик.Медиа», полученный ещё 17 апреля). А во вторник в дискуссию о судьбах театра включился и сам губернатор Александр Беглов.

«Людям кушать будет нечего завтра. Прежде всего нужно обеспечить людей заработной платой, которые работают, бюджетников. Просто-напросто, элементарно», — сказал губернатор на заседании городского правительства.

И распорядился: на следующем заседании правительства города обсудить вопрос поддержки культурных учреждений, включая театры. Возможно, будет это нескоро, ведь полноценно и гласно правительство заседает в Петербурге лишь раз в месяц. Между тем, в обращении Александра Калягина ситуация в Петербурге названа «самой тяжелой».

Это не первый раз за последние месяцы, когда глава СТД озабочен делами Северной столицы — кризис финансирования театров здесь начался ещё до эпидемии коронавируса. Хотя в комитете по культуре подчеркивают, что финансирование «театральной сферы» выросло почти на 10%, это не так. Более того, в бюджете отсутствуют средства на финансирование новых постановок.

«После принятия бюджета [города на 2020 год] мы узнали, что финансирования новых постановок и гастрольных поездок не будет, — напоминает глава регионального отделения СДТ Сергей Паршин. — Мы стали реагировать — я встречался с депутатами Заксобрания, не одно письмо было направлено [губернатору Александру] Беглову, ответа ни на одно из них мы не получили».

Несмотря на решение властей, театры, разумеется, от премьерных спектаклей и новых программ не отказались. Только теперь это приходится (или приходилось?) делать исключительно на те деньги, что они зарабатывают сами. Театры, в которых премьеры уже прошли, оказались в особенно невыгодном положении.

«„Русская классика“, которую мы довели до финала за день до введения всеобщей изоляции, мы сделали полностью из заработанных средств», — отмечает директор «Приюта комедианта» Виктор Минков.

«Знал бы я, что так сложится ситуация, то сейчас не выпускал бы премьеру, а приберег бы деньги. Бюджет постановки покрыл бы три месяца выплат зарплаты сотрудникам».

С наступлением эпидемии председатель СТД вновь обратился к петербургскому градоначальнику с констатацией: «Каких-либо дальнейших перспектив у театров просто нет». Если не считать выступление Беглова в Смольном с «кушать нечего» — по-прежнему безответно.

Мишустин, Путин, помоги!

Разумеется, с финансовыми трудностями столкнулись театры и в других регионах России. Но кое-где меры уже приняты. Так, в Приморье правительство готово компенсировать 70% недополученных расходов с продажи билетов, в Татарстане — 60%. По мнению Виктора Минкова, в Петербурге можно было бы принять аналогичные меры.

«Я предлагаю оценить выручку театров в феврале и компенсировать им 70% выручки. Без этой помощи будет практически невозможно заниматься работой. Но надо быть реалистами: эти деньги нужно откуда-то брать. Мы с коллегами из совета директоров театров Петербурга постоянно на связи между собой и властями и пытаемся найти решение», — говорит руководитель «Приюта комедианта».

«То, что говорит Калягин [о тяжелой ситуации в Петербурге] — не сгущение красок. Театры у нас разные, у федеральных — более выгодное положение. Но у городских, районных и других всё совсем плохо», — отмечает Сергей Паршин. Глава местного отделения СТД надеется, что если не городские, то хотя бы федеральные власти отреагируют на сложившуюся ситуацию.

На Москву рассчитывают и в Смольном. В комитете по культуре утверждают, что находятся в контакте с профильным министерством, чтобы не допустить сокращений в учреждениях культуры. А Александр Беглов назвал национальный бюджет способом решить финансовые проблемы всё на том же заседании правительства. Постоянные просьбы денег у Кремля были частью предвыборной программы кандидата, и здесь теперь уже губернатор остался верен себе: он призвал депутатов «поднять шум на федеральном уровне» о нехватке денег в городском бюджете.

Последнее обращение к Александру Беглову подписали руководители «Балтийского дома», Театра им. Ленсовета, Театра комедии, Театра им. Комиссаржевской, «Мастерской», Молодёжного театра на Фонтанке ТЮЗа, Капеллы и других театров и концертных залов. Подписанты считают, что с учетом снижения заполняемости залов и секвестра бюджета речь идёт о не только о выплатах «работникам учреждений культуры Санкт-Петербурга, а о принципиальном существовании петербургской культуры».

Добавим, что в особенно тяжелой ситуации оказались негосударственные театры. Для многих государственная субсидия — вопрос жизни и смерти, и даже если эта статья бюджета под секвестр не попадёт, конкурсные процедуры могут существенно затянуться.

«Ситуация — катастрофическая. Выживут не все», — коротко резюмирует председатель содружества негосударственных театров Александр Платунов.

Ответить развернуто о перспективах распределения субсидий негосударственным театрам в комитете не смогли, пообещав лишь, что опубликуют информацию о конкурсе на сайте во втором квартале этого года.

Театры
6771 интересуется