Многие люди связывают число 13 с чем-то нехорошим, необъяснимым. Кто-то избегает его, думая, что неудача обойдет стороной, однако стоит ли быть таким суеверным? Лично я не вижу в этом числе чего-то плохого, как и в остальных числах. Конечно, у каждого человека свои "тараканы в голове", и он сам вправе решать, во что ему верить, а во что - нет.
Я затронул эту тему не просто так. Пару лет назад я стал интересоваться числом "13" в авиации. Есть ли летательные аппараты с подобным бортовым номером? Как данные цифры сказывались на поведении лётчиков и обслуживающем персонале?
Как оказалось, летательных аппаратов с бортовым номером "13" было немало. Конечно, в наше время их становится всё меньше. Я нашел много интересного материала специально для вас!
Предлагаю окунуться в историю
Начинает подборку один из транспортных самолётов Ил-12 (указан красной стрелкой) на ледовом аэродроме во время развёртывания дрейфующей станции "Северный полюс-4". Снимок сделан в апреле 1954 года. Как вы уже обратили внимание, на его киле красуется №13. Как думаете, были ли лётчики суеверными, отправившись на таком самолёте в такую даль, да ещё и на северный полюс? Мне кажется, они об этом даже не задумывались.
Идем далее. Следующая фотография не менее интересна, чем первая. На ней запечатлены молодые десантники перед посадкой на Ан-2 с бортовым номером "13". А ведь это не просто полёт. Многие суеверные люди не стали бы совершать прыжки с парашютом, узнав о номере самолета, на котором им предстоит подняться в небо! К счастью, это всего лишь страхи, ибо с десантниками всё было нормально, как и с самолетом.
А вот вам интересный пример - МиГ-15бис. На фотографии всё тот же номер "13". На данных МиГ-ах лётчики конкурировали с ВВС США в Корее (50-е годы).
Ну и как же без вертолётов?! Им тоже присваивали различные номера, в том числе и 13, как например этому Ми-8:
Существовал и Ми-4 с подобным номером. Вполне себе спокойно летал!
Отношение лётчиков к числу "13"
История знает немало случаев, когда летательные аппараты с бортовым номером "13" попадали в различные аварии. Кто-то может с уверенностью сказать, что во всём виновато неудачное число, однако этот феномен вполне объясним - психология. Именно психологический настрой пилотов приводил к авариям.
Майор С. Каширин, военный лётчик второго класса, в журнале "Авиация и космонавтика" (выпуск от 8 августа 1967 г.) рассказал историю о том, как лётчику предстояло провести несколько полётов на бомбардировщике, однако первые разы не увенчались успехом. Он уже начал думать о том, что проблема в бортовом номере, однако трезвый взгляд на ситуацию всё очень быстро прояснил. Вот краткая выдержка из его рассказа:
Были и другие случаи, когда лётчики требовали закрасить тринадцатый бортовой номер и присвоить какой-нибудь другой. Чисто ради своей безопасности.
Как говорится, у страха глаза велики! Чем больше веришь во что-то, тем быстрее "оно" тебя и находит. В авиации нужно соблюдать строгий контроль. В первую очередь - над самим собой.
Думаю, на этой ноте статью можно подводить к завершению. Делитесь своими размышлениями в комментариях! Если вам понравился данный материал, лучшей поддержкой с вашей стороны будет палец вверх и конечно же подписка на канал Авиатехник :)
Читайте далее: Пассажирские контейнеры для Ил-76Т рассчитанные на 30 человек. Малоизвестная разработка