Черная смерть или черный мор, вторая в истории пандемия чумы, пик которой пришелся на 1346-1353 годы, а повторные вспышки продолжались вплоть до 19 века. Жертвами болезни стали десятки миллионов людей, по разным оценкам от болезни погибло от 30 до 60 процентов населения европы. Неэффективность средневековой медицины и религиозных институтов в борьбе с чумой, способствовали возрождению языческих культов и суеверий, гонением на потенциальных отравителей и распространителей чумного яда. Черная смерть оставила колоссальный след в истории европы.
Медицина средневековья
Во времена чёрной смерти, медицина в христианской европе находилась в глубоком упадке. Во многом это было связано с примитивным религиозным подходом ко всем сферам знаний. Медицина считалась второстепенной наукой, так как ставила себе задачу излечения бренного тела. Некое руководство того времени, автор которого остался неизвестен вменяла в обязанность врачу после входа в дом, спрашивать родственников больного, исповедовался ли тот и причастился ли он ? Если этого сделано не было, больной должен был исполнить свой религиозный долг немедленно или по-крайней мере пообещать это сделать, ибо спасения души полагалось важнее спасения тела. Хирургия считалась слишком грязным ремеслом, церковное правило не разрешало заниматься этим священнику, даже имеющему медицинское образование. Попытки лечения, хотя крайне малоэффективные все же предпринимались. Врачи вскрывали чумные бубоны и прижигали иx раскаленной кочергой. Чуму понимаемую как отравление, пытались лечить существующими на тот момент противоядиями. К бубонам прикладывали высушенные шкурки жаб и ящериц, способных по распространенному в те времена убеждению вытягивать из крови яд. С той же целью употребляли драгоценные камни, в частности размолотый в порошок изумруд. Наиболее здравым представлялось поддерживать силы больного хорошим питанием и укрепляющими средствами и ждать, чтобы сам организм поборол болезнь, но случаи выздоровления во время эпидемии чёрной смерти были единичными и почти все пришлись на конец эпидемии. В этих условиях сеньоры или города оплачивали услуги специальных чумных докторов, в обязанности которых входило оставаться в городе до конца эпидемии и лечить тех, кто стал ее жертвой. Как правило за эту неблагодарную и крайне опасную работу брались посредственные медики не способны найти для себя лучшего, или юные выпускники медицинских факультетов, пытавшиеся составить себе имя и состояния быстрым, но крайне рискованным путем.
Карантин в средневековой Европе
Венеция была первой и какое то время единственной из европейских стран, сумевших организовать своих граждан, чтобы избежать хаоса и мародерства. В первую очередь, 20 марта 1348 года в городе была организована специальная санитарная комиссия из трех Венецианских дворян. Входящие в гавань корабли предписано было подвергать досмотру , и если найдены были прячущиеся иностранцы, больные чумой или мертвецы, корабль немедленно сжигать, для захоронения умерших был отведён один из островов в Венецианской лагуне, причем могилы предписано было рыть на глубину не менее полутора метров. Любому венецианцу полагалось последнее напутствие местного священника и захоронение на чумном острове, получившим название "Лазаретта". Здесь же проходили 40-дневный карантин, прибывшие с востока или из зачумленные мест люди, а так же в течение 40 дней, на острове должны были оставаться их товары. Для поддержания порядка, в городе запрещена была торговля вином, закрыты все трактиры и таверны, любой торговец пойманы с поличным терял свой товар, причем предписывалось немедленно выбивать днище у бочек и сливать их содержимое прямо в каналы. Запрещались азартные игры, закрывались публичные дома. Все эти меры действительно благотворно повлияли на порядок в городе и в дальнейшем опыт Венеции переняли все европейские государства.
Массовый психоз
Чума, захватывала города и даже целые страны, но что еще хуже, она захватила разум людей. Пораженные размахом и гибельностью эпидемии обыватели не могли поверить, что подобная катастрофа может иметь естественное происхождение. Чумной яд в форме некого порошка, или как чаще полагали мази, должен был распространяться отравителем или отравителями, под которыми понимались некоторые изгои, враждебно настроенные к основной массе населения. В подобных измышлениях жители городов и сел опирались в первую очередь на Библию, где Моисей рассеивает в воздухе пепел, после чего Египет поражается моровым поветрием. Образованные слои населения, могли черпать подобную уверенность в Римской истории, когда во время Юстиниановой чумы 129 человек были признаны преднамеренно распространившими заразу и казнены. Стоит также заметить, что случаи преднамеренного заражения действительно случались. Обязаны своим появлением в первую очередь распространенному в те времена гибельному суеверию, что избавиться от чумы, можно было передав ее другому. По сему больные специально толкались на рынках и в церквях, норовя задеть или дыхнуть в лицо как можно большему числу людей. Кое-кто подобным образом спешил разделаться со своими недругами. Кроме того, повальное бегство из городов охваченных болезнью породила анархию, панику и власть толпы. Из страха перед болезнью любого, вызывавшего малейшее подозрение силой волокли в лазарет который был, если верить хроникам того времени, столь ужасным местом, что многие предпочитали покончить с собой, лишь бы не оказаться там. Вместе с больными в лазарет часто попадали и здоровые, найденные в одном доме с заболевшими или умершими, что в свою очередь заставляло людей скрывать больных и тайно хоронить трупы. Бывало, что в лазарет тащили просто состоятельных людей, желая вдоволь похозяйничать в опустивших домах, объясняя крики жертвы помрачением рассудка в результате болезни. Надо сказать что в атмосфере истерии отравления охватившей европу, иностранец, мусульманин, путешественники или пьяный, любой привлекавший к себе внимание, отличиями в одежде, поведении, речи уже не мог чувствовать себя в безопасности, а если у него при обыске находилось то, что толпе угодно было считать чумной мазью или порошком, участь его была предрешена.