10 декабря 2018 года DOOM, легендарная и, пожалуй, самая влиятельная игра в истории, отметила свое двадцатипятилетие. В отличие от многих других видеоигр и тем более шутеров, DOOM в свои 25 не кажется чем-то старинным. Джон Ромеро, соавтор шедевра, выпускает для игры большой мод Sigil, на серверах все еще бегает куча людей, игра доступна по обратной совместимости на Xbox One X и прекрасно чувствует себя на этой платформе — DOOM и сегодня живее всех живых.
Отвратительные мужики подготовили для вас 666 фактов о DOOM — полномасштабное исследование классики от думера с 20-летним стажем Михаила Бочарова.
Изначально текст был опубликован в твиттере автора в формате «1 лайк = 1 факт», но оптимизирован совместными силами с редакцией Disgusting Men. Предупреждаем, что статья огромных размеров и может утянуть на несколько часов.
1.Стоит начать с очевидных вещей, которые написаны в миллиарде источников. Изначально DOOM вообще не был таким, каким мы его знаем. Том Холл написал черновой дизайн-документ под названием «Библия Doom», из которого, к примеру, можно узнать, что авторы планировали создать нескольких играбельных персонажей.
2. Некоторые вещи перекочевали из библии в альфу, но надолго не задержались.
Почитать документ онлайн можно здесь.
3. На русский язык «Библия Doom» была переведена еще в 2000 году на страницах журнала Game.EXE.
4. На альфа-версии первой части стоит посмотреть ради того, чтобы оценить масштаб изменений. HUDы были совсем другими, спрайты некоторых пушек, разумеется, тоже. Монстры подверглись незначительным изменениям.
5. Несмотря на то что Джон Ромеро приДумал все на свете, название игре выбрал Кармак. Он не раз рассказывал, что однажды во время мозгового штурма он вспомнил вот эту сцену:
6. Знаменитый логотип символизирует в себе объединение/столкновение природы (нижняя половина) и технологий (верхняя).
7. Ранний вариант логотипа первой части.
8. Первое упоминание в прессе у DOOM случилось в июле 1993 года в журнале Computer Gaming World. На скриншотах видна альфа версии 0.4.
9. Суперочевидная и известная вещь, о которой нельзя не написать. В финале DOOM II Икона Греха говорит что-то невнятное, но если воспроизвести ее фразу задом наперед, то будет слышно «To win the game, you must kill me, John Romero!». И тут успел!
10. Более того, прямо за боссом есть комната с головой Джона Ромеро, но попасть туда можно только при помощи чит-кода idclip.
11. На легендарной обложке видно оружие, которое было вырезано из альфы, и боевой товарищ, которого в игре не найти. Только сотни трупов сослуживцев.
12. Оммажей к этой обложке, разумеется, тысячи. От официальной обложки DOOM 2016 и фан-артов до воспроизведении позы в трейлерах и титрах.
13. Обложка ремейка Crimsonland тоже передает всем привет.
14. DOOM — одна из самых официально портируемых игр. Свыше 20 портов на самые разные платформы, шутка ли? Дальше мы разберем самые интересные официальные и неофициальные порты.
15. В 1996 году был выпущен комикс по мотивам DOOM. Вго найти очень трудно, так как он был не для свободной продажи.
16. Именно там впервые появилась культовая фраза «RIP AND TEAR», ставшая мемом задолго до выхода DOOM 2016.
17. Комикс, к слову, давным-давно лежит в сети и ждет, когда вы его прочитаете еще раз. Оригинал и перевод.
18. Достижения DOOM II в XBox Live забавно цитируют комикс.
19. Игроки могли получить вот такие предметы для своего аватара.
20. Музыкальная пауза.
21. Сюжеты старых DOOM подавались традиционно для своего времени: в мануале внутри коробки была предыстория, в процессе игры – продолжение. Мы с товарищем пару лет назад перевели весь сюжетный текст.
22. Комикс комиксом, но когда «DOOMомания» накрыла вообще всех, то книжное издательство Pocket Books решило выйти на рынок с книжками по мотивам. И тут стоит заострить внимание на некоторых вещах.
23. С июня 1995 по январь 1996 вышло 4 книги в мягких обложках: Knee-Deep In The Dead, Hell on Earth, Infernal Sky и Endgame.
24. Я, разумеется, все это прочитал, чтобы не страдали вы. Главная и единственная заслуга этих книг — Думгай, наконец, получил имя! Вопрос каноничности стоит большой, так как сюжет сильно изменен (об этом позже), но тем не менее — имя Флинн Таггарт моддеры используют по сей день.
25. Первая книга, на самом деле, неплохая. Будто читаешь текстовое прохождение от журнала ЛКИ. Рассказ от первого лица про «я иду и мочу зомби, ищу ключ-карты и уворачиваюсь от атак монстров». Но и тут не без ложки дегтя: персонажи все тупые, состоящие из одной лишь мотивации и шаблонных реплик.
26. Во второй книге начинается все самое плохое, что вы когда-либо могли прочитать. Оказавшись на Земле, Флинн и его боевая подруга оказываются в условиях, близких к постапокалипсису и встречают таких же дебилов.
27. Автор ЛЮТО топит за мормонов и посвящает им две с половиной книги. Серьезно, про мормонство в новеллизации DOOM больше, чем рубилова с монстрами. А еще там есть лоли-хакерша и любовная линия «подруга гг/сильно верующий мормон».
28. Думаете, что хуже уже не будет? А что если из новеллизации DOOM убрать все, что в прошлых двух книгах было связано с DOOM? Да запросто. Никого ада на самом деле нет. Демоны — оружие пришельцев, принимающее образ страхов населения захватываемой планеты.
29. А СО ЗЛЫМИ ПРИШЕЛЬЦАМИ СРАЖАЮТСЯ ДОБРЫЕ ПРИШЕЛЬЦЫ. В ходе всего этого Земля и люди, населявшие ее, погибают. А главгерой и его подруга помещаются в симуляцию, создающую новый мир, где все живы. Конец.
30. Все четыре книги были переизданы к выходу DOOM 3, писанина от этого лучше не стала, увы.
31. Первые две книги дважды издавались официально на русском языке.
32. Несмотря на то, что официально выходили только первые две новеллизации, некоторые участники сообщества считали своим долгом перевести оставшиеся два недоразумения.
33. И у одного паренька почти получилось. Он мучился. Его терзал сюжет и дегенераты-персонажи из третьего романа, но чуть больше половины он таки перевел, правда, не очень хорошо.
34. Закрыл пробел, переведя две книги с нуля, пользователь с ником BaD ClusteR. Надеемся, что его психическое здоровье не сильно повредилось. Скачать эти книги можно здесь.
35. Без пасхалок в DOOM — никуда! Даже в книгах.
36. DOOM 3 — одна из самых противоречивых игр всех времен, породивших не одну тысячу споров.
37. Но и по мотивам этой игры были книги! Они не такие трешовые и расхождения не такие критичные, потому что их писал оригинальный сценарист. Обычный официальный фанфик.
38. У DOOM 3 есть неплохая книга-артбук про Making of. Всем бы артбукам такое текстовое сопровождение.
39. У DOOM 2016 был тоже был артбук, он даже издавался на русском языке и легко доступен для покупки. Но он очень скудный на интересный контент. Своих денег не стоит, но полку украсит хорошо.
40. Еще одно официальное издание на русском, сильно связанное с темой DOOM — это книга «Властелины DOOM» (в оригинале Masters of DOOM), рассказывающая про то, как Кармак и Ромеро жили, творили, ругались. Официальное ру-издание советую избегать. Проблемы с переводом/редактурой.
41. Самая важная книга, связанная с DOOM, которую вы когда-либо сможете прочитать — это, разумеется, новеллизация фильма, о котором чуть позже.
42. Очередной факт про очевидную вещь. Если на классическом уровне в DOOM 2016 Думгай лишится головы, то вы увидите следующее.
43. В Doom для первой PlayStation совершенно другой саундтрек, написанный Обри Ходжесом. Он так же написал OST для портов Quake 1/2/3 на другие платформы и OST DOOM 64.
44. В PS1-версии были читы, позволявшие видеть сквозь стены и отмечавшие врагов на карте.
45. В PS1-версии вполне себе честно можно было получить двустволку и гонять с ней по уровням первой части. Ее можно было найти на одном из секретных уровней.
46. Сложность «The I’m too young to die» была переименована в «I am a wimp».
47. PS1-версия была с новыми, уникальными звуками, которые очень хорошо накладывались на мрачный эмбиент. Сам эмбиент отлично сочетался с обновленной цветовой палитрой порта.
48. Изначально Бобби Принс, композитор оригинала, хотел написать для первой игры что-то подобное, но Ромеро был против. Спасибо, Джон!
49. Порты на PS1 нередко что-то теряли при переносе. Так, PS1-версия включала в себя обе части, но в ней не было некоторых уровней, спрайтов и Арквайла, с которым консоль попросту не справлялась.
50. Но Ходжес успел сделать звуки для Арквайла и не так давно откопал их и любезно ими поделился.
51. На 20-летие порта Ходжес выпустил альбом с дополненными и расширенными треками, включая неизданное.
52. Можно написать гигантский текст с теориями о том, как Бобби Принс воровал музыку и остался непойманным, но лучше я просто оставлю здесь один ролик, показывающий масштабы заимствований.
53. Мик Гордон, композитор DOOM 2016, не отстает по количеству цитирований, но делает это более креативно:
54. DOOM 64 — это не порт первой части для Nintendo 64, это новая игра с новыми уровнями, музыкой, монстрами и сюжетом.
55. Думгай в DOOM 64 выглядит вот так.
56. Отклоненный вариант обложки DOOM 64.
57. DOOM 64 продолжает историю каноничного Думгая, который опять вынужден чистить дерьмо шотганом. В конце игры Думгай решает остаться в аду, чтобы ни одна тварь больше никуда не вылезла. И это прямая подводка к тому, что…
58. DOOM 2016 это не перезапуск, а продолжение истории. О Думгае ходят легенды, его прозвали Думслеером, его боятся черти, которых он постоянно гоняет, однако им удалось его усмирить. А дальше вы знаете. Официально это не подтверждено, но намеков очень много.
59. В аду встречается разрушенная Icon of Sin. Весь ад помнит, что Дуслеер натворил, и весь ад узнает, что он еще натворит.
60. Даже барахло из Quake Champions говорит, что Дэйзи принадлежала Думслееру. Confirmed.
61. Планировалась разработка DOOM 64-2, но не сложилось.
62. По некоторым данным DOOM 64-2 могла называться DOOM Absolution.
63. В девяностых ходила байка, что Блазковиц, Кин и Думгай — родственники. Особых доказательств, кроме внешнего сходства не было, но недавно Том Холл и Ромеро подтвердили, что это и не байка вовсе.
64. В 1997 году АСТ издала вот такие книжки по всем трем (третья это Final, разумеется) частям. Надо сказать, что гайд весьма толковый, нынче это большой раритет.
65. Импов может убить даже Стьюи Гриффин.
66. Великому сериалу — великие отсылки.
67. В бородатые времена, когда игры продавались в сборниках-многоигровках, среди всего прочего был первый DOOM с русской озвучкой. Довольно нелепой и оттого смешной. Обнаруживающие игрока монстры говорят, например, «КУ-КУ».
68. Коммьюнити у DOOM живее всех живых. Игре 25 лет, а на ДМ/кооп-серверах по-прежнему сотни людей.
69. Секрет прост — игра настолько гибкая на моддинг, что по сей день выходят крупные проекты, от простеньких наборов карт до настоящих шедевров, меняющих представление об игре.
70. Покупая лицензионную копию игры (неважно где), игрок получает моральное право использовать исходники.
71. Нельзя не написать о проекте, который привлек огромную долю аудитории и, возможно, повлиял на DOOM 2016 — Brutal Doom. Этот мод добавляет в игру добивания, отстрел конечностей и новые пушки, превращая процесс в еще большее мясо.
72. Мод повлиял и на другие проекты, появились «обруталивания» и других игр, моды-подражатели и сотни кастомных сборок.
73. Крупнейший портал, посвященный Doom — Doomworld. Ежегодные конкурсы, премии, организация чемпионатов плюс гигантское хранилище WADов.
74. WAD расшифровывается как Where’s All the Data — архивный формат файлов, который используется в играх, основанных на движке первого/второго DOOM.
75. Пройдемся по очевидной терминологии, чтобы те, кто не в курсе стали теми, кто в курсе. IWAD — Internal WAD. Основной файл, содержащий в себе весь контент игры. Какой-либо вад обязательно должен работать на базе какого-то IWADа.
76. PWAD — Patch WAD. Файл, содержащий в себе дополнительный контент.
77. DOOM очень легко играется с модами, и ничего не портится, все что нужно — прицепить один-два файла.
78. В России крупнейший ресурс — iddqd.ru. Сейчас «брутальный» контингент отделился и в основном обитает в группах Вконтакте, поэтому у сайта упала посещаемость, но, тем не менее, он постоянно обновляется. К слову, там очень крутая система регистрации профиля.
79. Портов, позволяющих запускать DOOM на современных компьютерах, великое множество. Одни стараются сохранить оригинальную физику и графику, другие наоборот выходят за рамки, что развязывает руки при модинге.
80. Нельзя не вспомнить, что Мик Гордон спрятал в треках вот такие послания. Гений.
81. РАЗУМЕЕТСЯ, Гордон никому про это не сказал. Начальство узнало обо всем вместе со всем интернетом.
82. В DOOM 2016 Гордон также оставил послание «Jesus loves you».
83. Но Гордон славится не только ловкими пасхалками, но и уникальным методом работы в целом. На GDC он прочитал интересную лекцию.
84. DOOM (2016) часто называют DOOM 4, что не совсем верно. Doom 4 действительно одно время был в разработке, но никого не устраивал.
85. Иногда всплывают споры, а где в сюжете вообще был Final Doom? Каноничен ли он? Лично я среди тех, кто считает, что это каноничный филлер, никак на историю не влияющий. Пока что свежие игры никак не противоречат этому филлеру и наоборот.
86. Master Levels for Doom II — официальный набор из двадцати карт. Без какого либо сюжета, просто сборник. Уровни отличные, к слову.
87. А вот у DOOM II было сюжетное обновление, что само по себе забавно. No Rest for the Living — аддон от Nerve Sofwware, состоящий из девяти уровней. Одно время был эксклюзивом XBLA, потом перекочевал в BFG Edition. Но фанатами извлечен и запущен на ПК еще раньше.
88. Эта статья была бы неполноценной, если бы в ней не была упомянута ВЕЛИКАЯ DOOM RPG, выходившая для мобильных телефонов Java-эпохи. Невероятно затягивающая и местами очень оригинальная. Если есть возможность поиграть — немедленно приступайте.
89. У такой суперпопулярной и успешной игры не мог не выйти сиквел! Игра вышла даже на iOS. Java-версия запускается на Android с небольшим бубном.
90. По мотивам DOOM 3 выходила Doom Ressurection, которая умудрилась даже получить какие-то награды в 2009 году.
91. В интервью, посвященному выходу мобильной Doom Ressurection, Кармак признался, что добавить фонарик отдельным оружием было большой ошибкой.
92. Работая над Ressurection, Кармак по достоинству оценил устройство айфонов как игровой платформы.
93. Кармак хотел добавить в игру совместный режим и загружаемые уровни, но увы. У игры был всего один крупный апдейт с новым режимом и уровнем.
94. DOOM Classic — официальный порт на iOS. Сделан хорошо, принят хорошо, однако привыкшим к геймпадам и/или клавиатурам было тяжко.
95. DOOM: The Boardgame — легенда среди настолок по лицензиям. Очень хорошая, очень популярная в свое время. Сейчас ее перенесли в Tabletop Simulator, так что ее не надо даже искать в продаже. Хотя многим настоящий стол роднее.
96. Выходило к ней и расширение, из-за которого контента стало еще больше.
97. Один игрок берет на себя роль повелителя монстров, другие игроки — десантники, которые этих монстров должны методично выпиливать. У игры даже есть сюжетная кампания! Знатоки немного ругают баланс, но в целом игра приятно затягивает.
98. Оригинал издавался даже в России, но без расширения.
99. Не так давно вышла настольная адаптация DOOM 2016. Планируется издание на русском языке.
100. У DOOM не так много мерчендайза, но тот, что есть — настоящее золото. Например, вот такие плюшевые игрушки.
101. Фигурку по мотивам обложки за сотню евро?
102. Или такой красавец за три с половиной сотни?
103. Под каким только видом ни продавали сборники уровней в былые времена.
104. Думомания доходила до того, что люди писали и издавали гайды по маппингу и моддингу. Это что-то на уровне репетиторства по Фортнайту.
105. Такие книги сопровождались дисками с софтом, уже в середине девяностых отличных наборов уровней от простых любителей было просто ТЬМА.
106. То, что Думгай засветился в Квейке, знают все. А то, что у Тони Хока?
107. С цитируемостью у DOOM никогда не было проблем.
108. Ракета ревенанта может нанести от 10 до 80 урона.
109. В хардкорном сообществе не принято сохраняться нигде, кроме как в начале уровня. Не спортивно. Казуально.
110. У первого DOOM установок больше чем у Windows 95, чтоб вы понимали. Билл Гейтс лично представлял операционную систему как идеальную платформу для игр — и на презентации показал DOOM, запущенный на Win95.
111. Времена были другие, всего не учтешь, поэтому если начать махать кулаком у монстра за спиной в классических частях, то он услышит, даже если монстр в пятидесяти метрах от вас.
112. Музыкальная пауза. Это и правда так звучало, никаких подделок!
113. Никаких мауслуков, дорогие друзья. Если вы мауслучите, там, где автором не задумывалось, то это может в определенных ситуациях считаться даже читерством.
114. Скриншот из Soldier of Fortune II: Double Helix (2002).
115. А это просто лостсоул в Tomb Raider III.
116. Apoom — мини-игра из Virtual Springfield (1997).
117. Билл Гейтс в рекламе Win 95 убивает из дробовика зомбимена. Обсуждение этого ролика не утихало несколько недель.
118. В Duke Nukem 3D можно найти убитого Думгая. Дюк съязвит, что он, похоже, doomed.
119. На движке DOOM чего только ни делали. Визуальные новеллы, ролевые игры, стелс-экшены. Вот вам платформер от русского моддера. В основе лежит движок DOOM и GZDoom.
120. В этом году в России был проведен DOOMCON. На праздник зарулил даже Ромеро через скайп.
121. В GOG-версии DOOM 3: BFG Edition есть мультиплеерные ачивки, но нет мультиплеера.
122. Однако, пошаманив, мультиплеер можно вернуть. ПК-гейминг — круто.
123. В PS3-версии DOOM 3 BFG Edition в классике пропали красные кресты.
124. Пропадали кресты и раньше. В XBox Live версии DOOM II, например.
125. Обычно после выхода ремастера старые версии убирают из магазинов, чтобы не вызвать путаницы. Оригинальная DOOM 3 c дополнением все еще продается в стиме.
126. Doom 2D от Prikol Software в свое время покорила сердца российских DOOMеров. Местами кривая, местами сложная, но сделанная с душой игра.
127. Духовная наследница в виде Doom 2D: Forever обновляется и по сей день.
128. Важно помнить важнейшее видео на планете.
129. Саундтрек DOOM и DOOM II издавался в 1997 году на CD. Это единственная возможность легально купить OST этих игр.
130. Трек Deep Into The Code ссылается на Кармака и его ночные переработки в попытках улучшить код игры.
131. Трек The Demons From Adrian’s Pen намекает на Адриана Кармака, главного художника игры.
132. OST DOOM 2016 в каком виде только не продается, но самое нарядное — это, разумеется, винил.
133. Andrew Hulshult — гениальный композитор таких игр как Rise of the Triad (2013), DUSK и с недавних пор Quake Champions, записал в 2016 КРЫШЕСНОСЯЩИЙ АЛЬБОМ IDFKA — каверы классического OSTa.
134. Естественно, сразу же сделали мод, заменяющий оригинальные треки на новые.
135. В целом сравнивать порты несколько нудно и, это не всем будет интересно. Мы, конечно, отдельно пройдемся по некоторым нюансам, но позже.
136. Это Дейзи, крольчиха, принадлежавшая Думгаю. Ее убили захватчики из ада. Пощады не будет.
137. Когда Думгай частично разобрался с демонами и добрался до Дейзи, то стал значительно злей. Кто знает, может, вся его свирепость мотивирована исключительно местью за питомца.
138. Некоторые фан-арты так и просятся на стену.
139. У Думслеера в QC есть вот такой чудесный скин.
140. Плюс, ему можно купить вот такие предметы.
141. Если отсутствие показушного прогресса для вас критично, то вы можете попробовать поиграть в классические DOOMы (1 и 2) в составе BFG Edition. Там довольно неплохие порты, пусть и без гибкой настройки, но зато ачивки! Правда, тривиальные.
142. Изначально первая часть называлась просто DOOM и включала в себя три эпизода. The Ultimate DOOM она стала только в 1995 году, уже после выхода DOOM II. В игре появился 4 эпизод, являющийся мостиком ко второй части.
143. До The Ultimate DOOM на E1M1 нельзя было попасть на улицу через «балкон». Была добавлена кнопка, исправляющая это.
144. Те, кто купили оригинал, могли бесплатно апгрейднуть версию, нужно было только скачать патч.
145. Одно время трилогией считались The Ultimate+II+Master Levels.
146. Точки расставило последнее физическое издание классики (если не брать в счет BFG Edition). Трилогия это The Ultimate+II+Final.
147. Что на GOG, что в Steam Master Levels дают за покупку DOOM II. В Стиме уровни идут отдельной иконкой, на GOG нет.
148. Final Doom — это целых два официальных 32-уровневых левел-пака. Новых видов оружия или монстров не было добавлено, была пара текстурок, но для откровения этого маловато, не двустволка все-таки.
149. Final разрабатывала небольшая студия Team TNT. Практически в домашних условиях парни проделали колоссальную работу в кратчайшие сроки. Однако, далеко не все игроки любят Final DOOM.
150. Ребята были в сообществе известные, делали неплохие вады, и когда им занесли id, у сообщества бомбануло. Продавать пользовательский контент? ВЫ ЧЕ ПАЦАНЫ. Правда, никого не смущала продажа неофициальных сборников.
151. Первый левел-пак это TNT: Evilution. Упор там делается больше на коридоры, нежели на открытые пространства, оттого пак и кажется более простым.
152. В TNT: Evilution была ошибка, из-за которой нельзя было закончить 31-й уровень — на карте не было желтого ключа. Патч не заставил себя долго ждать, но первое время людям приходилось читерить, чтобы пройти.
153. На 19-м уровне TNT можно найти написанное кровью слово ROMERO.
154. Второй пак — это The Plutonia Experiment. Более запутанный, более злый, разбивший игроков на два лагеря: одним это было в кайф, другие возмущались.
155. Обложка Final DOOM — это коробка патронов M621 от 25мм пушки.
156. До BFG Edition фонарик в DOOM 3 был ОРУЖИЕМ, и ты либо светишь, либо воюешь. Но ничего, проходили игру и так, и этак.
157. В обычной DOOM 3 нельзя было, находясь рядом с NPC, нанести им урон, но если повернуться в сторону от NPC ударить фонариком и во время анимации удара резко к NPC развернуться… Удар фонариком его убивал, полностью уничтожая тело.
158. Практически сразу же DOOM 3 встречает отличной пасхалкой, которую сложно заметить.
159. Душекуб знал, в какой игре ему лучше оказаться.
160. Во вступительном ролике игры есть 25 кадр с лицом зомби. Игра пытается пугать, еще даже не начавшись.
161. У оригинального DOOM 3 очень качественная локализация, кстати, однако и в те времена нашлись недовольные адаптацией плакатов и других надписей.
162. Тут очень интересный текст о том, как это переводилось и оформлялось.
163. Вот этот приятный мужчина с небольшой командой в 1995 году занимался портом Doom на Windows 95.
Гейб Ньюэлл
164. В начале DOOM 3 есть великий автомат с игрой Super Turbo Turkey Puncher 3, где надо избивать курочек. Если набрать 25000 очков, то на ПДА главного героя придет забавное письмо.
165. Если присмотреться, то логотип игры очень уж похож на лого Street Fighter Alpha 3.
166. Ну а про разработчика NABCOM и говорить не стоит.
167. В мире DOOM 3 вполне успешно прошел 149-ый Квейкон.
168. В этом же мире Icon of Sin, по всей видимости, пустили на бургеры.
169. В DOOM 3 очень много пасхальных яиц, вот, например, журнал со знакомым всем лицом.
170. В DOOM 3 мелькает реклама вебсайта www.martianbuddy.com , который, и правда, одно время существовал. Сейчас же он редиректит на официальный сайт. На сайте можно было узнать код, открывающий ящик с боезапасами.
171. До выхода DOOM 3 на сайте www.ua-corp.com (официальный сайт UAC) была запущена ARG с зашифрованным посланием. Этот сайт тоже ныне неактивный и редиректит на сайт издателя.
172. Выглядел этот сайт вот так. Сообщение разгадали двое пользоваталей с никами Uniq и Capt Proton. В самом сообщении, к слову, не было ничего интересного.
173. Но победителей увековечили вот в этой пасхалке.
174. Камео разработчиков и отсылок, связанных с ними, в DOOM 3 довольно много. Например, на этом скриншоте видно оставленный приветик от сотрудника id по имени Патрик Даффи. Локализаторы привет решили не оставлять.
175. Но большинство отсылок к разработчикам это просто имена NPC. Вот, например, аниматор Эрик Вебб.
176. У DOOM 3 было дополнение, продолжающее оригинальную историю. Называлось оно Resurrection of Evil. DLC тогда были не популярны, эта игра была аддоном и требовала наличия установленного оригинала.
177. Дополнение добавило двух новых противников, унылый аналог гравипушки понятно откуда, новый артефакт, делающий героя на небольшой отрезок времени имбой и ДВУСТВОЛОЧКУ.
178. Еще оно добавляло новые режимы и карты в мультиплеер, который одно время в DOOM 3 был очень популярным. Киберспортивной дисциплины не вышло, но пару лет сервера не пустовали.
179. Lost Mission — эксклюзивная для BFG Edition кампания, рассказывающая про попавший в беду отряд Браво.
180. При ремастеринге в id вспомнили про вырезанные уровни и решили их куда-то влепить. Их немного доработали и вуаля!
181. Сюжетно этот набор уровней сплошной филлер, солдат пытается выбраться из заварушки, восемь уровней стреляет демонов и в итоге улетает на корабле. Проходится быстро, плохих впечатлений набор уровней оставить не успевает.
182. Спамеры в DOOM 3.
183. В Steam-версии BFG Edition одно время игра ругалась на оверлей стима, блокируя получение достижений. Странная защита от читеров в игре с мертвым мультиплеером.
184. Если ввести в консоли DOOM 3 читкоды из DOOM / DOOM II, игра похвалит игрока за хорошую память.
185. Тут можно ничего и не писать, да?
186. В DOOM 3 RoE есть еще один игровой автомат от NABCOM. Называется он Hellanoid, но блоки там составляют Goatse. Проклятое изображение.
187. С момента релиза и до 2011 года Wolf 3D, DOOM и DOOM II были запрещены в Германии. Приобретение id компанией Bethesda в 2009 году помогло пробиться через запрет.
188. В 2016 году Ромеро сделал дополнительный уровень для первой части.
189. Отечественная пресса и DOOM. 1995 год.
190. Ээээ, ты чего?
191. Спустя время Кармак поделился исходниками DOOM 3, чтобы поклонники могли делать моды, карты и прочее более качественно.
192. Сообществ, посвященных исключительно DOOM 3, совсем немного, но есть даже одно российское — doom3.ru.
193. Dopefish — рыбка, придуманная Томом Холлом и впервые появившаяся в четвертом Commander Keen, с завидным постоянством оказывается пасхальным яйцом в играх. Вот она в DOOM 2016.
194. Помимо стандартных пушек в DOOM 3 есть артефактное оружие, которое называется душекуб (Soul Cube). После запуска он начинает с огромной скоростью летать вокруг, нанося увечья врагам.
195. Пройдя DOOM 3 один раз на любой сложности, откроется уровень сложности Nightmare, где здоровье будет постоянно падать до 25%, но при этом душекуб будет доступен с самого начала. НИКАКИХ аптечек кроме станций медпомощи, а монстры будут ну очень злыми.
196. DOOM 3 вполне себе спидранится за 59 минут.
197. Одно время в интернете гуляла теория, что доктор Хейден — робот из DOOM 2016 — на самом деле является главным героем DOOM 3.
198. Автора так тронулаа пасхалка в виде оставленного душекуба в кабинете Хейдена, что он начал строить догадки дальше.