Найти тему
POSTBENUA

Как на самом деле выглядели крепостные театры России?

Оглавление

Вы наверняка слышали о крепостных театрах, которые оказали большое влияние на российский театр в целом. Как они выглядели? Как домашнее развлечение или как полноценное искусство?
Русская опера в последней четверти XVIII века развивалась не только в Москве и Петербурге. В провинции в это же время появляются собственные публичные театры, которые не уступают по качеству и роскоши столичным.

В сущности, именно в крепостных театрах формировались кадры композиторов, переводчиков и исполнителей (певцов, актеров, танцовщиков, оркестрантов).

Как учили крепостных артистов

Артистов для крепостных театров набирали не просто «с улицы». Помещики выбирали симпатичных и талантливых крестьян, которые, в большинстве случаев, поступали на обучение к профессионалам. Для того, чтобы привести в порядок артиста, выписывались даже заграничные учителя. История сохранила данные о том, что помещик-миллионер Зорич выписал итальянца Мариодини и приставил его к 20 девушкам для обучения театральному танцу. Параллельно танцовщиц обучали французскому до того уровня, что они говорили на нем как аристократки.

Зачем помещики это делали?

Причины две.

Во-первых — мода. Богатые помещики стремились «расположить жизнь» по примеру царского двора, мелкие им подражали. «Угощать» соседей зрелищами считалось хорошим тоном.

Во-вторых — заработок. Помещик иногда становился антрепренером и зарабатывал на билетах. Более того, за крепостного, который умел петь и танцевать, а не только обрабатывать землю, платили намного больше. За одного артиста можно было получить пять-шесть тысяч рублей. Обычный крепостной стоил около 100 рублей, женщина — около 10-30 рублей, ребенок — 2-3 рубля, как лошадь. Правда, за специалистов, например парикмахеров или поваров, давали больше — около 1000 рублей.

Граф С. Каменский, например, совсем не жалел денег на свой театр. По свидетельству мемуаристов, за семью актеров с шестилетней дочерью, которая тоже прекрасно танцевала, он отдал деревню в 250 душ.

Играли ли в таких театрах вольные актеры?

Да, играли, не брезговали. В провинции находились настолько богатые помещики, что в 1808 году Александр I издал указ, запрещающий переманивать актеров императорских столичных театров на частные сцены.

Обратная сторона роскоши

Несмотря на то, что большинство спектаклей воспринимались с восторгом и одобрением, все знали об обратной стороне функционирования крепостных театров — невыносимой жестокости.

В крепостных театрах не только воспитывались дарования, но и губились жизни. В одном спектакле крепостная должна была играть графиню. Помещику показалось, что она держалась не достаточно величественно, поэтому он приказал кучеру выпороть ее в антракте. Следующее действие актриса должна была держаться с еще большим достоинством, чем до этого.

В театре Н. Юсупова крепостных артисток заставляли танцевать голыми. В другом театре актрисы были личным гаремом владельца-помещика.

Уже упомянутый граф Каменский собственноручно запарывал до смерти провинившихся актеров, которые за несколько минут до этого блистали в нарядах и украшениях стоимостью сотни тысяч рублей.

Сочетание варварской жестокости с неповторимой роскошью — отличительная черта театров того времени. Даже граф Шереметев, куда более гуманный человек, содержал артистов на казарменном положении, а провинившихся отдавал в рекруты.

Кто был лучшим среди владельцев театров?

Высшей формой крепостного театра был шереметевский театр в Кусково и Останкине. Коммерческие цели он не преследовал, но при театре существовала школа, в которой обучали артистов. Крепостные художники рисовали костюмы и декорации, либреттисты и композиторы писали оперы. Иностранцы, которых приглашал Шереметев, свидетельствовали, что по пышности и таланту труппы этот театр превосходил те, что функционировали в то время в Западной Европе.

Останкинский театр вмещал не более 260 человек, в то время как на сцене могло находиться до 500 актеров.

Оснащение театров того времени

Для многих крепостных театров строились специальные здания. Они вмещали разное количество людей и выглядели по-разному, но в большинстве своем это были полноценные, функциональные сцены, оборудованные по последнему слову механики того времени. Оперный репертуар в конце XVIII века требовал больших постановочных ресурсов. Люди, владеющие тайнами «сценической магии» при помощи разных приспособлений могли воплотить сказку в реальность — именно этого и хотели зрители.

-2

Начало фейс-контроля

И снова граф С. Каменский. В статье 1875 года значится, что граф причудливо сочетал замашки крепостника, который просто любит театр с навыками антрепренера, который отличался удивительной жестокостью и желанием зарабатывать на артистах. На спектакли его нижегородского театра допускались все, но помещик лично отсматривал зрителей и мог отказать в визите так, что никакие деньги не помогали попасть в зал. Особо почетных гостей граф мог пустить бесплатно, обеспечив изысканный прием.

Когда все это закончилось?

Вместе с Манифестом об отмене крепостного права, который подписал Александр II. Актеры получили возможность уходить от помещиков и создавать собственные труппы. Некоторые частные театры попытались стать коммерческими, но большинство из них распалось, так как были просто признаком времени.