Найти в Дзене
Валерий Казаков

7. В ОРЕНБУРГЕ ( г. Чкалов)

Автор: Казаков М.М.

В те далёкие тяжелые военные годы, в период становления училища на новом месте было очень тяжело. Во всех этих помещениях отопление отсутствовало. Пользоваться электронагревательными приборами, которые училище могло бы установить само, было запрещено, т.к. маломощная тогда электростанция «Красный маяк» не справлялась с резко возросшей нагрузкой, связанной с прибытием в Оренбург по эвакуации многих фабрик и заводов. Во всех учебных помещениях было очень холодно. Все сидели в верхней одежде и шапках. Особенно тяжело было в кабельной мастерской расположенной в подвале: окна в ней были ещё до нас замурованы кирпичом, разобрать обмуровку не было возможности - училище не имело ни оконных рам, ни стекла. Принудительной вентиляции в ней не было и сделать её не могли т.к. ничего для этого не имелось. Поэтому дверь мастерской во время занятий была открыта и через неё выходил наружу дым от паяльных ламп и запах разогретой прошпарочной кабельной массы, а обратно шел морозный воздух и температура в мастерской и на улице была почти одинаковой, а ведь учиться сращивать многопарные кабели с их многочисленными жилами можно только голыми руками. Не менее холодно было и в остальных помещениях. Но никто не роптал. Не мы одни работали в таких условиях.

Может возникнуть вполне законный вопрос, а каково же в таких условиях качество обучения учащихся и усвоение ими знаний, профессиональных навыков и умение выполнять работы по своей специальности?

Ответом на это будут выполненные учащимися в ходе учебы работы по заказам предприятий и эвакуированных в Оренбург фабрик, заводов и воинских частей на монтаж, строительство и эксплуатацию средств электронной связи. Как уже упоминалось, в Чкалов прибывало большое количество эшелонов с демонтированным в прифронтовой зоне оборудованием фабрик и заводов. Его прямо с «колёс» перевозили на отведенное в городе место, зачастую пустое и немедленно начинали его установку, иногда даже под открытым небом, а стены и крышу возводили потом. Поскольку в таких местах, как правило, отсутствовали коммуникации телефонной связи руководители этих предприятий, одновременно с установкой и монтажом оборудования обращались в управление связи и в городскую телефонную станцию с просьбой установить на их предприятиях телефоны. Но что могла сделать Чкаловская городская телефонная станция, имевшая на весь город 1800 задействованных номеров? Она могла лишь за счет снятия телефонов в некоторых учреждениях выделять вновь прибывшим, как правило, только один номер и только для связи с городом. Оборудовать же внутризаводскую телефонную связь она не могла из-за отсутствия достаточного количества специалистов т.к. большинство её квалифицированных работников было призвано в армию, поэтому руководство ГТС и управления связи рекомендовали им обращаться в училище связи.

Первый такой заказ поступил в январе 1942 года от завода № 170 (сейчас Станкозавод) на установление и монтаж телефонного оборудования и внутризаводских телефонных сетей. Его в срок и с хорошим качеством выполнила группа № 3 монтеров ГТС под руководством Четкова Арсентия Павловича. В благодарственном письме, подписанном заместителем директора завода Рабцевым и главным механиком Айзенбергом сказано: «Завод получил хорошую телефонную станцию, обеспечивающую диспетчерское управление заводом».

Это было началом. Об училище в Чкалове узнали все, кто нуждался в его помощи в это тяжелое время. В снежном и морозном январе 1943 года две ученицы, две Ани Пантелеева и Артемова утром до рассвета, в темноте, обвязав головы поверх ушанок платками, отправились пешком на городскую электростанцию «Красный маяк» на работу по монтажу коммутатора внутризаводской телефонной связи. От училища до электростанции 5 километров, общественного транспорта в этом направлении не было. Зимой рано темнеет и после работы обратно те же 5 километров и опять в темноте, зачастую в буран. Но работа была выполнена в срок, и предприятие получило надежную внутрипроизводственную связь.

Не баловала нас и холодная дождливая весна 1943 года. Поздние заморозки, почти постоянные дожди, перемежающиеся с мокрым снегом, разбухшая от влаги земля, пронизывающие порывы ветра. Объект № 42. Нас попросили помочь построить воздушную линию связи. В основном её строили солдаты и гражданские связисты, собранные из предприятий связи области. Нам выделили участок протяженностью в 11 километров в южном направлении, если не ошибаюсь, в районе деревни Яман. Туда выехали группы №№ 5 и 6 монтеров телеграфно-телефонных линий во главе со своими мастерами производственного обучения Сахаровым и Черновым. Расположили их в пустующем доме, но с неисправной печью, с ними же выехала смоленская повариха Ульяна с запасом продуктов питания. Несмотря на то, что бытовые условия, по меркам того времени, были удовлетворительными – работа была очень тяжелой. Нужно было оснастить и установить свыше 200 тяжелых, мокрых, скользких от влаги столбов в ямы, почти всегда наполненных водой, иногда замерзшей, утрамбовать основания и подвесить провода. Было тяжело, но жалоб не было. Ребята работали с полной отдачей всех сил. Они уже профессионально понимали, что эта линия, видимо, имеет большое значение, так как на ней подвешиваются не стальные, как обычно, а бронзовые провода, следовательно она будет уплотнена высокочастотными каналами связи. Работа учащимися была выполнена в срок и в соответствии с техническими нормами. За эту работу училище получило благодарность от командования войсковой части и в подарок бывшую в употреблении, но исправную американскую военную радиостанцию SCR – 984, которую на фронте называли «Солдат мотором» из-за того, что её генератор электропитания приводился в движение вручную. Лишь на много позже мы узнали, что участвовали в строительстве обходной линии связи, предназначенной для обслуживания Тегеранской встречи лидеров 3х стран антигитлеровской коалиции.

При эвакуации из Киева там была демонтирована телефонная станция ЦБх3х2 на 1800 номеров. Видимо из-за недостатка времени кабели были обрублены топором, коммутаторы оторваны друг от друга и от пола, как говорится «с мясом», погрузка в вагоны была произведена без упаковки – навалом. И вот эту груду по существу «лома» поручили училищу отремонтировать и привести в рабочее состояние и как можно быстрее. Эту работу поручили девушкам группы № 9 мастера Четкова А.П. В тесных, не отапливаемых помещениях, работая в две смены, тонкие девичьи пальцы сотворили чудо – оборудование было восстановлено и отправлено обратно в Киев. Не могу не напомнить, что в Оренбурге у Арсентия Павловича трагически погибли жена и дочь. Видимо, работая с утра до ночи, он искал забвения от этой утраты.

Завод № 545 (патронный, наркомата боеприпасов), прямо «с колёс» расположился в двух неприспособленных зданиях. Одно из них на территории теперешнего сельхозуниверситета, а другое на улице Кобозева, где сейчас находится отдел вневедомственной охраны МВД и типография издательства «Южный Урал». Завод обратился к училищу с просьбой, поддержанной Горкомом партии, телефонизировать завод и его филиалы и соединить их телефонной связью. Оренбургская ГТС разрешила училищу использовать её столбовую линию для подвески одной пары проводов между заводом и его филиалом. В связи со срочностью работ линейные и станционные работы пришлось вести одновременно двумя группами учащихся линейных монтёров и монтёров ГТС. Было отремонтировано и установлено телефонное оборудование, привезенное с собой, проложены линии внутризаводской телефонной связи в основном здании завода и телефон в филиале. Завод получил надёжную связь, а училище благодарность завода.

Продолжение следует.