Найти в Дзене

Что за самолёт «Змей Горыныч» и почему его боялась Америка

Оглавление

Это был уникальный самолет. Планировался как универсальный: бомбардировщик, торпедоносец, плюс амфибия. Должен был еще и функцией вертикального взлета обладать. Но не все получилось…

Задумка была гениальная

Роберт Бартини был одним из самых известных и успешных авиаконструкторов своего времени. Итальянец по происхождению, трудился в СССР, внес огромный вклад в наше самолетостроение. Его идеи были смелыми, креативными. Порой гениальными. Но не всегда практически осуществимыми: всей мощи советской экономики не хватало для воплощения в жизнь некоторых задумок.

Самолет ВВА-14 задумывался как мультифункциональный. Это был не просто гидросамолет, а еще и торпедоносец, и бомбардировщик. Мог нести на борту авиационные бомбы в комплекте с минами и торпедами. Суммарный вес такого боекомплекта мог достигать 2000 кг.

-2

При этом грозная машина уничтожения морских целей была неплохо сама защищена от потенциальных атак врага. Ее на маршруте поддерживал оборонительный комплекс, что гарантировал активные и пассивные помехи для радиолокационных приборов противника.

-3

В первоначальном проекте амфибия должна была обладать еще одним уникальным для своего времени свойством: функцией вертикальных взлета-посадки. То есть, взлетал бы он как вертолет, а скорость и грузоподъемность имел самолетную. Плюс возможность приводнения. Фантастика!

Почему гроза морей сегодня в забвении

Осуществилось почти все задуманное. 4 сентября 1972 года хорошо оснащенная вооружением амфибия впервые взмыла в воздух.

Наши оппоненты, страны НАТО, особенно, США, сразу оценили возможности нового советского самолета. Он мог эффективно отслеживать американские и иные вражеские подлодки, не говоря уже о надземных кораблях. Летал со скоростью до 760 км/ч. Мог, подобно стрекозе, зависать над поверхностью моря, на низкой высоте. Что ужасно пугало американских военных.

-4

А наши острословы прозвали аппарат «Змеем Горынычем», тем более что при всех перечисленных достоинствах он еще и вид имел очень своеобразный. 107 полетов, 103 часа в воздухе — такова «трудовая биография» Горыныча.

Но не получилось осуществить последнюю задумку конструктора, с вертикальным взлетом-посадкой вышла промашка. Правда, разработчик тут не виноват. Такому монстру для выполнения данной задачи нужен был особо мощный двигатель. А наша авиапромышленность в те годы не смогла произвести подобного мотора.

-5

В итоге самолет перепрофилировали в экраноплан. Это было уже в 1976-м, и воздушной машине присвоили код новой модификации — 14М1П.

А прототип «Змея Горыныча» транспортировали в Монино, где дислоцируется Музей Военно-Воздушных Сил. Везли с перегрузкой, через Лыткарино. Сначала водным путем, потом на вертолете. Вот только в вертолет пришлось грузить уже «останки» машины. Раритетную технику успели сильно повредить, частично разобрать, пока она ожидала дальнейшей транспортировки.

-6

Есть в этой истории и одно обстоятельство, дающее некоторую надежду. В конце 2013 года на плачевное состояние «Горыныча» обратили внимание организаторы волонтёрского Фонда содействия музею ВВС в Монино. Они начали разработку проекта реставрации ВВА-14.

Жмите ПОДПИСАТЬСЯ, чтобы всегда быть в курсе всего интересного! Не забудьте поставить лайк, если было полезно.