Это был уникальный самолет. Планировался как универсальный: бомбардировщик, торпедоносец, плюс амфибия. Должен был еще и функцией вертикального взлета обладать. Но не все получилось…
Задумка была гениальная
Роберт Бартини был одним из самых известных и успешных авиаконструкторов своего времени. Итальянец по происхождению, трудился в СССР, внес огромный вклад в наше самолетостроение. Его идеи были смелыми, креативными. Порой гениальными. Но не всегда практически осуществимыми: всей мощи советской экономики не хватало для воплощения в жизнь некоторых задумок.
Самолет ВВА-14 задумывался как мультифункциональный. Это был не просто гидросамолет, а еще и торпедоносец, и бомбардировщик. Мог нести на борту авиационные бомбы в комплекте с минами и торпедами. Суммарный вес такого боекомплекта мог достигать 2000 кг.
При этом грозная машина уничтожения морских целей была неплохо сама защищена от потенциальных атак врага. Ее на маршруте поддерживал оборонительный комплекс, что гарантировал активные и пассивные помехи для радиолокационных приборов противника.
В первоначальном проекте амфибия должна была обладать еще одним уникальным для своего времени свойством: функцией вертикальных взлета-посадки. То есть, взлетал бы он как вертолет, а скорость и грузоподъемность имел самолетную. Плюс возможность приводнения. Фантастика!
Почему гроза морей сегодня в забвении
Осуществилось почти все задуманное. 4 сентября 1972 года хорошо оснащенная вооружением амфибия впервые взмыла в воздух.
Наши оппоненты, страны НАТО, особенно, США, сразу оценили возможности нового советского самолета. Он мог эффективно отслеживать американские и иные вражеские подлодки, не говоря уже о надземных кораблях. Летал со скоростью до 760 км/ч. Мог, подобно стрекозе, зависать над поверхностью моря, на низкой высоте. Что ужасно пугало американских военных.
А наши острословы прозвали аппарат «Змеем Горынычем», тем более что при всех перечисленных достоинствах он еще и вид имел очень своеобразный. 107 полетов, 103 часа в воздухе — такова «трудовая биография» Горыныча.
Но не получилось осуществить последнюю задумку конструктора, с вертикальным взлетом-посадкой вышла промашка. Правда, разработчик тут не виноват. Такому монстру для выполнения данной задачи нужен был особо мощный двигатель. А наша авиапромышленность в те годы не смогла произвести подобного мотора.
В итоге самолет перепрофилировали в экраноплан. Это было уже в 1976-м, и воздушной машине присвоили код новой модификации — 14М1П.
А прототип «Змея Горыныча» транспортировали в Монино, где дислоцируется Музей Военно-Воздушных Сил. Везли с перегрузкой, через Лыткарино. Сначала водным путем, потом на вертолете. Вот только в вертолет пришлось грузить уже «останки» машины. Раритетную технику успели сильно повредить, частично разобрать, пока она ожидала дальнейшей транспортировки.
Есть в этой истории и одно обстоятельство, дающее некоторую надежду. В конце 2013 года на плачевное состояние «Горыныча» обратили внимание организаторы волонтёрского Фонда содействия музею ВВС в Монино. Они начали разработку проекта реставрации ВВА-14.
Жмите ПОДПИСАТЬСЯ, чтобы всегда быть в курсе всего интересного! Не забудьте поставить лайк, если было полезно.