Найти тему
Graphic novels

Сколько стоит сказка: графический роман о коммерческой стороне волшебного мира Диснея

Алессио Де Санта (текст), Филиппо Замбелло (раскадровка), Лоренцо Магалотти (иллюстрации), Джулия Приори, Лавиния Прессато (заливки) "Мой брат Уолт Дисней". Пер. с итал. Андрея Манухина. М: КомпасГид, 2020
Алессио Де Санта (текст), Филиппо Замбелло (раскадровка), Лоренцо Магалотти (иллюстрации), Джулия Приори, Лавиния Прессато (заливки) "Мой брат Уолт Дисней". Пер. с итал. Андрея Манухина. М: КомпасГид, 2020

Уолт Дисней (1901 — 1966) вошел в историю кинематографа как основатель "The Walt Disney Company", создатель первого звукового и музыкального мультфильма, обладатель 26 статуэток "Оскар". Диснеевские мультфильмы, снятые более полувека назад, стали классикой анимации, а Микки Маус и Дональд Дак даже удостоились звезд на Аллее славы в Голливуде. Уолт Дисней создал огромную компанию, успешность которой сейчас вряд ли вызовет у кого-то сомнения. Но так ли это было в самом начале? Осуществить мечты и сумасшедшие для своего времени проекты Уолтера помогла деловая хватка его старшего брата Роя (1893 — 1971). Благодаря ему компания, довольно часто работавшая себе в убыток, оставалась на плаву.

Уолт Дисней (слева) с братом Роем. Фото: http://afisha.nyc/pervyj-multfilm-disneya-premera-20-marta-1921-goda/uolt-disnej-s-bratom-roem/
Уолт Дисней (слева) с братом Роем. Фото: http://afisha.nyc/pervyj-multfilm-disneya-premera-20-marta-1921-goda/uolt-disnej-s-bratom-roem/

Творческий коллектив итальянских авторов во главе с Алессио Де Сантой создал графическую версию истории фантастического успеха киноимперии Дисней, рассказанную от имени Роя. Благодаря его взгляду изнутри читатель узнает, с какими сложностями сталкивались братья Дисней, о чем спорили, с кем сотрудничали, какие проекты оказались прибыльными, а какие чуть не разорили компанию. У авторов получилась биография с отсылками к бизнес-литературе и истории мультипликации.

В 1971 году за несколько месяцев до смерти Рой Дисней приезжает в Орландо (Флорида) на открытие парка развлечений и в отеле случайно знакомится с женщиной, в которой находит благодарного слушателя.

-3

Роман отличает реалистичная рисовка. Сюжетные линии выделены цветом. Условное "настоящее", 1971-й год, — цветное и яркое. Флешбэки Роя окрашены в приглушенные серо-коричневые оттенки. Над шрифтами русской версии работал известный дизайнер Захар Ящин.

-4

В оригинале название романа звучит "The Moneyman: La vera storia del fratello di Walt Disney". Этот заголовок точнее обрисовывает роль Роя в киноимперии Диснея. За яркими идиллическими картинками, которые видит зритель, стоит огромный труд, требующий финансовых вложений. Мир Уолта Диснея, наполненный творчеством, работой над сценариями, поиском образов для героев, невозможен без мира Роя Диснея, связанного с документами, счетами, кредитами и долгами. Непохожесть двух братьев — мечтателя Уолта и бизнесмена Роя помогла им добиться успеха.

Актуальная тема — как совместить креативный и коммерческий аспект заинтересовала Алессио Де Санту не случайно. Будучи творческим человеком, он вырос в семье предпринимателей и долгое время не мог связать две мечты — начать собственный бизнес и стать художником. Де Санта окончил "Академию Диснея", итальянскую художественную школу для иллюстраторов и мультипликаторов. Во время учебы он глубоко погрузился в вопрос, как Уолту, творческому человеку, удалось создать успешный бизнес. Тогда-то Де Санта и узнал о Рое Диснее, всегда державшемся в тени Уолта, оберегающем его от финансовых проблем. Де Санта начал работать над книгой в одиночку, но, оценив масштабность труда, собрал команду. Вместе они занимались проектом почти семь лет. Значительное время ушло на изучение документов, биографий, просмотр фильмов. Это вовсе не значит, что роман получился полностью документальным, в нем есть доля вымысла. В первой главе авторы сами додумывают, почему Рой бросил работу продавца пылесосов.

-5

По атмосфере первая глава напоминает фильм Хоа Ле "Уолт до Микки" (2015).

В послесловии к книге Алессио Де Санта пишет, что долго работал с разными источниками, доступными не только на итальянском, но и на английском языке, с которыми ему помогал Филиппо Замбелло, изучал разные точки зрения на личность Уолта Диснея. В романе его никто не идеализирует и не оправдывает, наоборот, благодаря тому что историю рассказывает брат, образ Уолта показан со всеми его недостатками. Рой говорит о сложностях совместной работы: постоянных спорах из-за непрактичности Уолта, слишком резком обращении с сотрудниками, порой даже с близкими друзьями, с аниматором Абом Айверксом, создателем Микки Мауса.

-6

На страницах романа вырисовывается образ вспыльчивого, требовательного, одержимого мечтой Уолта Диснея, человека, не принимающим никаких возражений. Как раз целеустремленность, вера в успех и большая доля авантюризма помогли ему войти в историю. Без этих качеств Уолта не было бы "Белоснежки и семи гномов" (1937), первого полнометражного мультфильма. Съемки оказались технически сложными и трудоемкими. Усилия не сразу окупились, прошло более десяти лет, прежде чем Дисней получил за него деньги.

-7

Рой не обходит стороной и историю с профсоюзами, с которыми сражался Уолт в 1941 году — он был против вступления сотрудников в Гильдию мультипликаторов. Уолта срочно отправили в путешествие по Южной Америке, чтобы уладить ситуацию с бунтующими работниками.

-8

Авторы романа показывают, что образ Уолта Диснея сложнее одной трактовки. Да, его можно назвать капиталистом, нажившимся на войне, — он снимал пропагандистские и учебные фильмы, звездой которых стал Дональд Дак. А был ли у него другой выбор? Смог бы он сохранить компанию, если бы отказался? Уолта Диснея можно считать тираном. Во время работы над "Белоснежкой" аниматорам приходилось по многу раз переделывать эскизы персонажей, часто это происходило не по их вине, а из-за того что Уолт и сам не всегда до конца понимал, каким должен быть герой. С расширением студии Уолт рисовал всё меньше, а потом и вовсе отошел от рисования, сосредоточившись на сюжетах. Его можно обвинять в дискриминации женщин. Гендерные стереотипы в мультфильмах скажут всё сами за себя. Но невозможно не признать целеустремленность и творческий гений Уолта Диснея, благодаря которым появились волшебные миры, потрясающие герои и сюжеты, а анимация совершила огромный скачок. И этого успеха не было бы без его брата Роя, занимающегося бухгалтерской рутиной, чтобы Микки Маус и компания продолжали радовать детей по всему миру.

-9